Запись MIDI и звука

Проведем несколько практических занятий по осуществлению записи MIDI- и аудиоинформации. Заметим, что в Cubase SX существует возможность импортирования MIDI- и аудиофайлов, файлов в форматах предыдущих версий Cubase. To есть запись MIDI и звука — не единственный возможный источник материала для вашего проекта.
Подготовка MIDI- и аудиотреков к записи
Подготовим какой-нибудь один MIDI- или аудиотрек к записи. Подготовка MIDI-трека сводится к выполнению следующих действий:

  •  создать MIDI-трек (если в этом есть необходимость);
  •  если трек уже существует, нужно щелкнуть на соответствующем поле в списке треков. При этом данный трек окажется выделенным, его атрибут Record Enable (готовность к записи) окажется включенным (при условии, что в настройках — File > Preferences > Editing — установлен флажок Enable Record on Selected Track), инспектор будет отображать атрибуты данного трека;
  •  если атрибут Record Enable выключен (такое возможно при сброшенном флажке Enable Record on Selected Track), то его следует включить;
  •  в поле in: основной секции инспектора следует выбрать входной MIDI-порт, к которому подключена MIDI-клавиатура;
  •  в поле out: следует выбрать MIDI-порт, к которому подключен синтезатор или сэмплер, звуками которого вы собираетесь играть на MID1-клавиатуре;
  •  если требуется, следует выбрать выходной MIDI-канал, банк, патч, соответствующий нужному тембру, или выбрать непосредственно сам тембр по его названию.

Если вы собираетесь играть звуками виртуального инструмента VST, то соответствующий инструмент должен быть предварительно подключен к вашему проекту.
Подготовка аудиотрека к записи по своей идеологии ничем не отличается от подготовки MIDI-трека. Вся разница заключается в том, что для данного трека вы должны указать в качестве входного аудиопорта тот порт, который соответствует микрофону или какому-либо другому источнику аудиосигнала. Однако у записи звука имеется своя особенность: вы должны правильно подобрать уровень записываемого сигнала. При включенном атрибуте Record Enable индикатор уровня сигнала аудиотрека будет показывать уровень сигнала, поступающего через заданный входной аудиопорт. Вы должны попросить вокалиста или исполнителя спеть или сыграть ту партию, которую предполагается записать. В ходе этой репетиции регулятором микшера звуковой карты вы должны подобрать уровень записываемого сигнала таким, чтобы не происходило клиппирования (индикатор не должен попадать в красную зону) и в то же время сигнал должен быть достаточно сильным. При этом удобнее всего пользоваться индикатором уровня сигнала, расположенным в секции Channel поля инспектора.
Вы будете вынуждены обратить внимание на то, что регулятор уровня сигнала, являющийся атрибутом трека, никак не воздействует на уровень сигнала, поступающего на трек. Он управляет уровнем сигнала, воспроизводимого с трека и не более того.
Подбирать уровень записываемого сигнала нужно с помощью микшера звуковой карты. Однако в некоторых случаях, обусловленных особенностями драйверов звуковой карты, сделать это затруднительно. Например, при использовании ASIO-драйверов некоторых звуковых карт сигнал с их кодека поступает в Cubase SX, минуя микшер. Единственный способ подбора уровня сигнала в данном случае — воспользоваться регулировками микрофонного предусилителя или микшера, через который к компьютеру подключен микрофон либо другой источник аудиосигнала. Приведем пример еще одной возможной проблемы на примере работы со звуковой картой SB Audigy. Допустим, микрофон подключен непосредственно к микрофонному входу звуковой карты. Записать сигнал, поступающий с микрофона, можно через ASIO-порты, которые на панели VST Inputs называются MIX (Pre-EQ) L/R или MIX (Post-EQ) L/R. С помощью микшера данной звуковой карты вы сможете регулировать уровень микрофонного сигнала в общем миксе. Однако во время записи в этот микс попадет звучание остальных треков вашего проекта, а ведь вам нужно записать только сигнал от микрофона!
Чтобы избежать каких-либо проблем с записью вокала или акустических инструментов, мы рекомендуем использовать в домашней звуковой студии для этой цели следующее оборудование:

  •  полупрофессиональную звуковую карту класса M-Audio Audiophile 2496, единственным назначением которой является высококачественная запись и воспроизведение цифрового звука (подобные звуковые карты стоят не дороже мультимедийных звуковых карт из верхней ценовой категории);
  •  высококачественный микрофонный предусилитель (возможно, в составе микшера);
  •  высококачественный микрофон (желательно конденсаторный).

Конечно, такой комплект стоит дороже мультимедийной звуковой карты и мультимедийного микрофона, однако без него вы просто не сможете реализовать возможности Cubase SX. Если же вы предполагаете использовать Cubase SX только для записи инструментальных композиций без привлечения живых инструментов, тогда, естественно, перечисленное выше оборудование может и не понадобиться. Тем не менее, вы должны иметь качественную звуковую карту хотя бы для того, чтобы слушать результаты вашей деятельности.
Еще она деталь, на которую следует обратить внимание при записи звука, — имеет смысл задать такой режим для аудиотрека (моно или стерео), который бы соответствовал реальным свойствам записываемого сигнала. Например, если вы записываете звук с монофонического микрофона, то трек, соответственно, имеет смысл сделать монофоническим. Если вы записываете звучание стереофонического синтезатора, трек должен быть стереофоническим.
Напомним, что до записи и во время нее вы можете использовать внутренний мониторинг.
Способы переключения программы в режим записи
Будем считать, что MIDI- или аудиотрек готов к записи. Переключить программу в режим записи можно несколькими способами. Приведем некоторые из них.
Способ 1. На шкале времени The ruler следует подвести левый локатор к той позиции, начиная с которой необходимо произвести запись. Нажать кнопку (Record) на транспортной панели или на панели инструментов окна проекта.
Способ 2. Отвести указатель текущей позиции проекта левее того места, начиная с которого необходимо осуществить запись. Кнопкой (Start) на транспортной панели или на панели инструментов окна проекта запустить воспроизведение проекта. Когда указатель текущей позиции дойдет до нужного места, нажать кнопку для переключения в режим записи.
Способ 3. На шкале времени The ruler следует подвести левый локатор к той позиции, начиная с которой необходимо произвести запись. Отвести указатель текущей позиции проекта левее левого локатора. На транспортной панели нажать кнопку (punch in). Кнопкой (Start) на транспортной панели или на панели инструментов окна проекта запустить воспроизведение проекта. Когда указатель текущей позиции подойдет к позиции левого локатора, произойдет автоматическое переключение в режим записи. Если же вместо кнопки нажать кнопку то запись начнется сразу с той позиции, что соответствует левому локатору. 
Способ 4. Данный способ является развитием способа 3. Если нажать на транспортной панели кнопку (punch out), то при достижении указателем текущей позиции правого локатора произойдет автоматический выход из режима записи. То есть получается, что с помощью левого и правого локаторов вы ограничиваете отрезок проекта, в пределах которого будет автоматически выполняться запись. Повторимся, что вы должны проследить за тем, чтобы левый локатор не оказался правее правого и наоборот. В противном случае выполнить запись не удастся.
Режим записи бок о бок соседствует с режимом воспроизведения. То есть невозможно запустить программу в режиме записи, чтобы при этом не работал режим воспроизведения. Если в вашем проекте уже существуют другие треки с записанными на них партиями инструментов, то в режиме записи вы будете слышать их звучание.
В режиме записи вам (или исполнителю, с которым вы работаете) следует исполнить то, ради чего организован сеанс записи (спеть вокальную партию в микрофон или сыграть мелодию на MIDI-клавиатуре). Чтобы остановить запись, воспользуйтесь кнопкой (Stop) на транспортной панели или панели инструментов окна проекта.
В результате записи MIDI, должна появиться часть, содержащая записанные сообщения. В результате записи звука, на аудиотреке должно появиться звуковое сообщение, возможный вид которого показан.

Знаете, как убедиться в том, что данный графический объект является именно аудиосообщением, а не частью? Если выбрать аудиосообщение, щелкнув на нем, в его верхней части появятся три маленьких фигуры (два треугольника и квадрат), называемых узлами. Перемещая их, можно сформировать огибающую громкости для данного аудиосообщения. У частей огибающих не бывает.
Если вы собираетесь выполнить запись на MIDI-трек, который уже содержит какую-то информацию, то стоит обратить внимание на существование описанных ниже режимов записи.