Запись и редактирование в SAWStudio

Приступим к рассмотрению способов записи в SAWStudio.
Программа позволяет осуществлять три способа многоканальной записи:

  1. 1. Последовательный — когда все партии записываются последовательно "под фонограмму". Музыкант прослушивает ранее созданные треки и под них исполняет новую партию.
  2. 2. Параллельный — когда все треки записываются одновременно. Этот способ применяется при необходимости синхронной записи исполнителей. Например, на концертах или в студии — при записи джазовой музыки, когда при исполнении музыканты нуждаются в "исполнительском диалоге".
  3. 3. Комбинированный способ, представляющий собой сочетание первых двух.

Параллельная многоканальная запись — это в большинстве случаев кратчайший путь к получению фонограммы наиболее музыкальной, вовлекающей в прослушивание. При этом способе не нарушается "музыкальное время", не разрывается тонкая исполнительско-музыкальная ткань. При последовательном способе записи творческий взаимообмен в реальном времени между музыкантами невозможен. Живое дыхание игры исчезает. Многие музыканты, понимая это, стараются всеми способами сохранить музыкальность исполнения и не подменить его "звуковым консервантом", состоящим исключительно из стерильного звука и безукоризненного исполнения.
Конечно, в условиях домашней студии организовать полноценную акустическую параллельную запись невозможно. Но преимущества этого способа можно использовать, например, при параллельной записи электрогитары, синтезатора, вокала собственной демо-фонограммы, т. к. он позволяет сохранить на аудионосителе музыкальность исполнения. Ведь если демо-запись не вовлекает в прослушивание, то она теряет свою основную функцию. Параллельная многоканальная запись на компьютере может быть выполнена как в полном объеме, так и частично — комбинированным способом. В идеале она требует установки мультиканальной звуковой карты или аудиоинтерфейса. В этом случае разные каналы можно будет одновременно записывать на разные треки.
При малобюджетном варианте — с двухканальной мультимедийной звуковой картой — можно пользоваться комбинированным способом.

  • Один путь — это записывать одновременно двух музыкантов, подключенных к левому и правому каналу звуковой карты, на две отдельные дорожки. И затем повторить "под фонограмму" параллельную двухканальную запись для других партий необходимое количество раз. Исполнительские диалоги способны существенно добавить музыкальности.

Примечание
В условиях домашней студии производить качественную параллельную запись с использованием микрофонов практически невозможно, поэтому мы рассматриваем здесь случай исполнения на электроакустических и электронных музыкальных инструментах.

  • Другой путь — это выполнять микширование на внешнем микшерном пульте и записывать группы инструментов. Этот способ требует предварительной звуковой обработки и с точки зрения концепции виртуальной студии менее предпочтителен.

 

Повышение качества записи 16-битной звуковой карты
Качественные преобразователи, как известно, достаточно дороги. Но качество оцифровки можно повысить и на недорогих 16-битных звуковых картах.
Кратко остановимся на технических приемах, позволяющих это сделать.
Динамический диапазон 16-битного цифрового сигнала — 96 дБ. Если уровень записи превышает -6 дБ, то мы эффективно используем все 16 разрядов. С каждым понижением уровня в два раза (на 6 дБ) теряется один бит. И на уровне -48 дБ работает только восемь бит.
Примечание
При этом реальная точность преобразователей звуковых карт, как правило, ниже их разрешающей способности (разрядности).

Таким образом, для того, чтобы использовать весь 16-битный динамический диапазон, уровень записи должен превышать -6дБ.
Разрядность преобразования оценивается шумом квантования. Чем меньшим количеством разрядов представлен сигнал, тем больше искажение квантования. Негативный эффект от него воспринимается на слух как потеря звукового пространства стереосигнала или обедненный звук ("тусклый", "грязный" и т. п.).
О шуме квантования следует помнить на всех стадиях звуковой обработки, начиная с оцифровки аналогового сигнала. Без преувеличения можно сказать, что низкий уровень шума — это один из главных критериев качества любой звукозаписывающей системы — как цифровой, так и аналоговой.
В аналоговой магнитной звукозаписи используются широко известные компандерные (компрессор/экспандер) системы шумопонижения. Их основной принцип действия сводится к тому, чтобы сжать динамический диапазон перед записью на магнитную ленту, а затем расширить его при воспроизведении.
Цифровая звукозапись — новая ступень на лестнице технического прогресса. Но платой за нее являются шумы квантования, которые проявляются как специфическая деградация качества звука. Правда, бороться с ними можно — как и при аналоговой магнитной звукозаписи — с помощью компандерной технологии.
Так, например, для того, чтобы уменьшить искажения квантования в цифровых радиовещательных процессорах, на входе АЦП динамический диапазон сигнала сжимается на 20—40 дБ.
Примечание
Перед оцифровкой сигнал можно обработать лимитером или компрессором, т. к. реальные звуковые сигналы обладают большим пик-фактором (отношением пикового уровня к среднеквадратическому уровню RMS — root mean square). Но грубое вмешательство в динамику сигнала — не всегда хорошее решение. Поэтому на практике самым безопасным является простое уменьшение уровня записи на 15—20 дБ для того, чтобы создать запас по перегрузке, предотвратить отсечение сверху. Однако при 16-битном аналого-цифровом преобразовании произойдет заметная деградация качества из-за шума квантования ("отсечение снизу"). Для того чтобы сохранить качество, нужно либо применить 20—24-битные преобразователи, либо низкоуровневую компрессию, не искажающую динамику сигналов высокого уровня, которая и будет рассмотрена ниже.

В этом разделе мы рассмотрим билинейную аддитивную компандерную систему .
Примечание
Билинейная — сжатие осуществляется только в фиксированном диапазоне уровней. Аддитивная — основной сигнал суммируется с обработанным сигналом.

Возможности виртуальной студии позволяют легко реализовать эту систему. Выберем билинейный компрессор аппаратный, а экспандер виртуальный. Если для аналогового сигнала мы применим низкоуровневое сжатие, то сигналы с уровнем ниже -40 дБ, 50 дБ получат дополнительное усиление. И будут, соответственно, оцифрованы с большей точностью. Затем полученный 16-битный звуковой файл мы должны преобразовать в 24—32-битный и применить к нему обработку виртуальным экспандером (plug-in) с комплиментарной амплитудной характеристикой для восстановления динамики. Этот обобщенный алгоритм позволяет частично обойти недостатки дешевого 16-битного преобразователя звуковой карты и более качественно оцифровать низкоуровневые сигналы.
Статические амплитудные характеристики компандерной системы приведены.

Один из способов реализации экспандера в мультитрековой программе — это подключение DirectX-plug-in фирмы Sonic Foundry (http://www.sonicfoundry.com) Graphic Dynamics, т. к. он позволяет построить любой график амплитудной характеристики.
Plug-in Graphic Dynamics должен быть первым в цепочке plug-ins, подключенной до фейдера (Pre Fader). Тогда все условия обобщенного алгоритма компандирования будут соблюдаться автоматически, т. к. внутри виртуального микшера SAWStudioтранкейт исключен.