Выделение

В верхней области секции треков имеется панель инструментов. Проверьте, чтобы кнопка (Object Selection) на панели инструментов окна проекта быть нажата — это означает, что курсор мыши будет работать как инструмент для выделения и перемещения графических объектов. Чтобы выделить одну часть или аудиосообщение, достаточно щелкнуть на нем кнопкой мыши. Чтобы снять выделение, нужно щелкнуть на любом свободном месте секции треков.
Группа треков выделяется следующим образом. С помощью курсора мыши, словно в графическом редакторе, рисуется прямоугольник, полностью охватывающий те части и аудиосообщения, которые следует выделить. Охваченные этим прямоугольником объекты оказываются выделенными. Еще один способ выделения нескольких частей: нажмите и удерживайте нажатой кнопку <Shift>, затем "перещелкайте" нужные части. Если вам требуется выделить все объекты, расположенные на одном треке, то для этого существует специальная команда. Щелкните правой кнопкой мыши на поле нужного трека в списке треков, возникнет контекстное меню трека, в котором следует выбрать команду Select All Events. В главном меню Cubase SX имеется большой набор команд для выделения объектов проекта. Все они собраны в подменю Edit > Select. Перечислим те из них, что доступны из окна проекта:

  •  All — выделить все объекты (сочетание клавиш <Ctrl> + <A>);
  •  None — снять выделение со всех объектов (сочетание клавиш <Ctrl> + <Shift> + <A>);
  •  In Loop — выделить все объекты, полностью или частично попадающие в область между левым и правым локаторами;
  •  From Start to Cursor — выделить все объекты, расположенные на интервале от начала проекта до указателя текущей позиции;
  •  From Cursor to End — выделить все объекты, расположенные после указателя текущей позиции;
  •  All on Selected Tracks — выделить все объекты на выделенных треках.

Чтобы выделить сразу несколько треков, следует "перещелкать" их поля в списке треков, удерживая нажатой клавишу <Ctrl>. Альтернативный вариант — щелкнуть на поле первого трека, входящего в группу выделяемых треков, затем, удерживая нажатой клавишу <Shift>, щелкнуть на поле последнего трека группы.
Удаление, отмена последней операции
Самая простая операция с выделенными объектами (частями или аудиосообщениями) — их удаление — выполняется нажатием клавиши <Delete> или <Backspace>, либо командой главного меню программы Edit > Delete, либо командой Edit > Delete контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопкой мыши на области секции треков, содержащей части или аудиосообщения.
Но и это еще не все. На панели инструментов окна проекта имеется кнопка (Erase) — ластик. Если данная кнопка нажата, то щелчок на объекте приводит к его удалению.
Отменить удаление (как и любую другую последнюю из операций, выполненных над объектами проекта) можно командой главного меню Edit > Undo или нажав комбинацию клавиш <Ctrl> + <Z>. В отличие от предыдущих версий Cubase, в Cubase SX поддерживается бесконечное количество отмен (вплоть до первой операции в сеансе работы с проектом). Однако существуют и такие операции, которые не могут быть отменены в принципе. На невозможность отмены мы будем обращать ваше внимание особо.
Если вы уже воспользовались командой Edit > Undo, то имеется возможность ее отменить (вернуть все в то состояние, которое было до ее выполнения). Для этого существует команда Edit > Redo (клавиши <Ctrl> + <Shift> + <Z>). Еще одна команда, связанная с рассматриваемой темой, — Edit > History, вызывает окно диалога Edit History (история редактирования). В данном окне присутствует список всех команд, которые были выполнены в текущем сеансе работы с проектом. Если вы хотите отменить сразу несколько команд, то вместо того, чтобы многократно подавать команду Edit > Undo, удобнее щелкнуть на нужной команде в истории. Ваш проект незамедлительно перейдет в то состояние, в котором он находился после команды, выбранной вами в списке. Это похоже на путешествие во времени. Однако в отличие от машины времени возможности Cubase SX вполне реальны. Причем вы можете путешествовать по истории редактирования как назад, так и вперед (естественно, только до тех команд, которые вы реально подавали). Почему "естественно"? Потому, что настоящей машины времени все же не существует и Cubase SX не может знать того, какие команды вы будете подавать в будущем.
Перемещение
Чтобы переместить одиночный объект, не обязательно его предварительно выделять. Хватайте его и тащите на нужное место (при условии, что кнопка на панели инструментов окна проекта нажата). Как только вы захватите объект мышью, он выделится автоматически.
Если требуется переместить сразу группу объектов, то предварительно все их следует выделить. После этого следует ухватиться за любой из объектов данной группы и перетащить его на новое место.
При перетаскивании объекты раздваиваются. Вы хватаете объект мышью и тащите, при этом вы перетаскиваете его изображение. Но до тех пор, пока вы не отпустите кнопку мыши и не "положите" объект на новое место, на его старом месте остается копия его изображения.
Если вам требуется переместить один или несколько объектов за пределы видимой области, то ваши действия должны быть таковыми:

  •  схватите объект(ы) левой кнопкой мыши и подведите курсор к правой или левой границе секции треков, программа начнет перематывать видимую область проекта в соответствующем направлении;
  •  когда появится нужное вам место, отодвиньте курсор от границы вглубь секции треков;
  •  установите перетаскиваемый объект в требуемое место и отпустите левую кнопку мыши.

Не обязательно перемещать объекты методом Drag and Drop. Вы можете воспользоваться буфером обмена для их перемещения. Скопируйте или вырежьте части и аудиосообщения в буфер обмена, затем вставляйте в требуемое место трека, определяемое указателем текущей позиции. Обратите внимание на то, что объекты всегда вставляются на тот же трек, с которого они были скопированы или вырезаны в буфер обмена.
Перечислим соответствующие команды главного меню:

  •  Edit > Cut (клавиши <Ctrl> + <X>) — вырезать в буфер (скопировать выделенные объекты в буфер, а исходные копии удалить);
  •  Edit > Сору (клавиши <Ctrl> + <С>) — копировать в буфер; 
  •  Edit > Paste (клавиши <Ctii> + <V>) — вставить из буфера;
  •  Edit > Paste at Origin (клавиши <Alt> + <V>) — вставка объектов из буфера обмена на то же место, в котором они находились до копирования или вырезания.

Не забывайте и о существовании контекстного меню, вызываемого щелчком правой кнопки мыши над секцией треков. В нем продублированы все команды для работы с буфером обмена.
Будьте внимательны! Все аудиосообщения, хранимые на одном треке, должны иметь одинаковый формат. То есть на одном треке должны храниться или только стереофонические аудиосообщения, или только монофонические. В случае конфликта (когда на одном треке хранятся сообщения разных форматов) какие-то сообщения будут воспроизводиться, а какие-то не будут.
Кстати, если переместить аудиосообщение или часть в ту область секции треков, где треки отсутствуют, то для этого объекта будет создан новый MIDI- или аудиотрек (в зависимости от типа объекта).
Обратите внимание на одну деталь. Когда вы осуществляете захват графического объекта и начинаете его перемещать, то перемещение происходит не сразу, а спустя короткий, но ощутимый интервал времени. Задержка нужна для того, чтобы исключить случайное перемещение объектов, когда вы на них щелкаете. За длительность задержки отвечает специальный параметр, называемый Drag Delay. Доступ к нему осуществляется через окно Preferences, вызываемое командой главного меню File > Preferences. Параметр Drag Delay доступен в разделе Editing и задается в миллисекундах.