Выбор параметров функции Chase

Начнем с того, что напомним назначение функции Chase, с которой вы впервые встретились. В частях на MIDI-треках записаны, как правило, не только сообщения о нажатии на MIDI-клавиши, но и сообщения других типов. Это могут быть, например, сообщения об изменении различных параметров синтеза, о смене MIDI-инструмента и т. д. Если воспроизведение происходит с самого начала трека, то все сообщения последовательно считываются с трека и посылаются синтезатору. Все в порядке. А что будет, если воспроизведение стартует не с начала трека? Некоторые сообщения будут пропущены, останутся "за бортом". Синтезатор даже и "не узнает", что они записаны где-то там на треке в частях, которые не были воспроизведены. Получится, что музыка будет воспроизводиться совсем не тем инструментом, совсем не с теми громкостью, панорамой и реверберации, что были задуманы вами. Так вот, чтобы такого не случалось, в Cubase SX и предусмотрена функция Chase.
Ее суть заключается в том, что сразу же после включения режима записи или воспроизведения программа учтет все MlDl-сообщения, заключенные между началом трека и позицией старта.
В секции MIDI — Chase Events Filter диалогового окна Preferences , вызываемого командой File > Preferences, можно выбрать те типы MIDI-сообщений, которые не будут учитываться функцией Chase.
Напомним смысл типов сообщений, перечисленных в секции MIDI — Chase Events Filter:

  •  Note — сообщения о нажатии MIDI-клавиш;
  •  Poly Pressure — давление на отдельные нажатые клавиши;
  •  Controller — сообщения об изменениях значений контроллеров; 
  •  Program Change — смена инструмента;
  •  Aftertouch — усредненное давление на нажатые клавиши в одном MIDI-канале;
  •  Pitchbend — сдвиг высоты тона;
  •  Sysex — привилегированные системные сообщения.

Функцией Chase не будут восприниматься сообщения тех типов, для которых установлены флажки.
Приведем пример. Допустим, что для некоторого трека в основной секции инспектора выбран инструмент Harmonica. Пусть при этом в части на треке записано сообщение о смене MIDI-инструмента: в начале 32-го такта выбран инструмент Viola. Вы мышью переместили указатель текущей позиции в 33-й такт и включили воспроизведение. Если флажок Program Change установлен, то вы услышите губную гармонику (сообщение о смене инструмента не будет воспринято программой), а если флажок сброшен — скрипку.
После завершения подготовки программы можно переходить непосредственно к записи и редактированию MIDI-сообщений. В Cubase SX есть несколько редакторов, позволяющих работать с MIDI-данными, представленными в самых различных формах. Пожалуй, есть смысл начать с того редактора, в котором вы можете работать непосредственно с MIDI-сообщениями. Вам понадобится умение ориентироваться в MIDI-сообшениях различных типов, поэтому нелишним будет освежить в памяти содержание.
Работа в редакторе List Editor
List Editor относится к наиболее важным редакторам программы. В принципе, практически все, на что способна программа Cubase SX в части работы с MIDI-сообщениями, можно реализовать в этом редакторе, хотя сделать это будет не всегда легко. Информация в окне List Editor отображается в форме, наиболее близкой к форме представления информации в MIDI-системе — в виде сообщений (с параметрами), привязанных к определен-*ным моментам времени и относящихся к конкретному треку.
Командой главного меню MIDI > Open List Editor откройте окно редактора List Editor . Команды вызова этого и остальных MIDI-редакторов доступны лишь в том случае, когда в окне проекта выделена хотя бы одна часть. Если выделены несколько частей, то в окне редактора отображаются сообщения той части, которая расположена ближе к началу трека.
Назначение секций окна редактора List Editor
Давайте осмотримся. Основное пространство окно редактора List Editor пo вертикали поделено на три секции:

  •  левая секция — список сообщений (List), предназначенный для численного отображения и редактирования параметров сообщений;
  •  средняя секция — графический дисплей (Event Display), предназначенный для отображения и графического редактирования сообщений;
  •  правая секция — столбец Value (Value Display), предназначенный для графического редактирования некоторых параметров сообщений.

В левой секции окна List Editor находится таблица — список всех MIDI-сообщений в выделенной части, записанных подряд так, как они реально расположены в файле. Исключение составляют только MIDI-сообщения Note Off (формируются MIDI-клавиатурой, когда вы отпускаете нажатую клавишу). Для удобства просмотра непосредственно они не выводятся на экран, зато у MIDI-сообщений Note On (нажатие на клавишу), обозначенных в списке как Note, присутствует такой параметр, как End (время окончания звучания ноты).
Каждое сообщение (Event) занимает в списке одну строчку и, по существу, представляет собой указание, которое должен выполнить музыкальный синтезатор в определенный момент. Каждая строка в списке соответствует какому-либо сообщению (событию). Все события привязаны ко времени. Чем раньше наступает событие, тем выше в списке находится строка.
В списке отображаются сообщения, содержащиеся в той части, которую вы выделили в окне проекта. Если в части много сообщений, то не все из них одновременно доступны для просмотра и редактирования. Вывести на экран любой фрагмент списка можно с помощью вертикальной полосы прокрутки.
Возможность просмотра всех MIDI-сообшений подряд в одном списке оказывается полезной в тех ситуациях, когда не удается другими способами найти ошибку (лишнее или неправильное MIDI-сообщение).
Список всех MIDI-сообщений выводится в девять столбцов. Вы можете менять расположение столбцов, перетаскивая мышью их заголовки. Далее мы рассмотрим столбцы в том порядке, в котором они размещаются по умолчанию.
В первом из них, обозначенном как L, отображается перемещение указателя текущей позиции при воспроизведении: стрелочка указывает на то сообщение, которое в данный момент воспроизводится (или на котором воспроиз-"ведение было остановлено). Для того чтобы переместить эту стрелочку, воспользуйтесь клавишами <+> или <->.
Строку списка можно выделить щелчком на любом ее месте. Если на панели инструментов нажата кнопка , а в выделенной строке записана нота, то вы услышите ее звучание. Пошаговое прослушивание в прямом направлении производится с помощью клавиши <вниз> (происходит движение вниз по списку), в обратном — клавиши <вверх> (происходит движение вверх по списку).
Во втором столбце (Туре) указывается тип сообщения (Note, Program Change, Controller и т. д.).
В третьем столбце (Start) указывается позиция MIDI-события в партии в формате такт.доля.часть доли.тик. Для сообщения Note в четвертом столбце (End) в том же формате указывается время окончания звучания ноты, а в пятом столбце (Length) ее длительность.
В шестом столбце (Data 1) отображается первый байт значения сообщения. Для сообщений Note — это высота тона в формате, выбранном в окне Preferences. Для сообщений Controller — это номер контроллера или его имя, для Program Change — номер программы (тембра, MIDI-инструмента, патча), для Aftertouch — значение силы давления на клавишу. Для Pitchbend — значение первого байта, соответствующего грубой настройке высоты.
В седьмом столбце (Data 2) отображается второй байт значения сообщения. Для сообщений Note — это Velocity. Для сообщений Controller — это значение контроллера. Для сообщений других типов значение в этом столбце отсутствует.
В восьмом столбце (Comment) могут содержаться текстовые комментарии, например, пометки, позволяющие легче ориентироваться в списке сообщений, или любые сведения, которые автор композиции пожелает сообщить пользователям.
В девятом столбце (Channel) отображается номер MIDI-канала, с которым ассоциировано данное сообщение. В Cubase SX этот номер канала имеет значение, только если весь MIDI-трек направлен в канал ANY (в инспекторе окна проекта). В противном случае MIDI-сообшения трека выводятся в MIDI-канал, указанный в окне проекта, а значения номеров каналов, содержащиеся в MIDI-сообщениях, игнорируются.
Редактирование содержания таблицы производится с клавиатуры компьютера или мышью с помощью меню и полей ввода. Щелкнув на любом MIDI-сообщении, вы его выделите. Двойной щелчок на любом параметре позволяет редактировать его значение. Нельзя изменять только значения в столбце Туре, а также в пустых полях. Поочередными щелчками на MIDI-сообщениях с одновременным удержанием клавиши <Shift> можно выделить несколько MIDI-сообщений. Далее к ним можно применить какую-либо функцию. Их можно удалить с помощью клавиши <Delete>, а также команды Edit > Delete главного или контекстного меню.
В средней секции окна List Editor расположена секция графического редактирования сообщений. По горизонтали здесь отложены такты и их доли, а по вертикали — позиция в списке. Поскольку в списке все события расположены последовательно, в графической части редактора они располагаются "лесенкой". Здесь с помощью инструмента (Draw) редактируются существующие и записываются новые сообщения, а нежелательные сообщения удаляются с помощью инструмента (Erase). Применимы также и другие инструменты, о которых мы расскажем чуть позже.
В правой секции окна List Editor располагается столбец Value (Value Display), который предназначен для графического редактирования некоторых параметров сообщений. Для сообщений Note — это Velocity. Для сообщений Controller — это значение контроллера, для Program Change — номер программы (тембра, MIDI-инструмента, патча), для Aftertouch — значение силы давления на клавишу. Для Pitchbend — значение первого байта, соответствующего грубой настройке высоты.
Регулируемый параметр отображается в виде горизонтально расположенных столбиков. Длина столбика пропорциональна величине параметра. Каждый столбик, по сути дела, служит элементом регулировки. Для того чтобы помочь пользователю быстрее сориентироваться, регуляторы Velocity выделены черным цветом, а остальных параметров — серым. Из всех инструментов, имеющихся в окне List Editor, здесь фактически действует только (Draw). He случайно при перемещении в правую секцию окна редактора курсор мыши приобретает форму карандаша. Щелкнув на столбике, его можно укоротить, уменьшив тем самым величину соответствующего параметра. А если ухватиться за столбик мышью и перемещать ее влево-вправо, то вы получите в свое распоряжение плавный регулятор. Чтобы перейти к редактированию соседних параметров, не обязательно отпускать кнопку мыши.
Обратите внимание на то, что при изменении длины столбика одновременно будет изменяться число в ячейке одного из столбцов левой секции (Data 1 или Data 2), а также цвет прямоугольника, отображающего соответствующее сообщение в средней секции окна редактора.
С назначением правой секции окна редактора вы теперь, вероятно, разобрались. Давайте сравним роли левой (список сообщений List) и средней (Event Display) секций окна List Editor. С одной стороны, они частично дублируют друг друга: в обеих можно изменять время поступления и длительность сообщения типа Note. Правда, в левой секции это делается численным способом (а значит, и с высокой точностью), а в правой — графическим (следовательно, приближенно). Но не в этом состоит самое главное отличие. Принципиально другое. В левой секции можно отредактировать любые параметры любого сообщения и удалить его, но нельзя вставить новое сообщение. Сделать это можно, только работая в средней секции.
До сих пор мы занимались только тем, что учились ориентироваться в пределах окна List Editor, теперь настало время научиться работать в нем.