Вставка новых сообщений
Теперь расскажем о том, как вставлять новые сообщения. Пусть в список, представленный, нужно вставить сообщение о смене MIDI-инструмента (программы). В начале трека выбран MIDI-инструмент Acoustic Piano (в стандартном GM-банке — MIDI-инструмент № 1), а нам хочется, чтобы партию, записанную в части на этом треке, начиная с 17-го такта, исполнял MIDI-инструмент Electric Piano (в стандартном GM-банке — № 3).
Первым делом уберем с экрана все лишние сообщения, установив на панели управления отображением сообщений все флажки, кроме единственного флажка Program Change. Картина существенно упростится. Теперь выберем инструмент вставки сообщений   (Draw) и в средней секции окна указатель текущей позиции поставим на начало 17-го такта .
В списке Insert, расположенном в верхней части окна среди других инструментов, выберем тип вставляемого сообщения (в данном случае Program Change). Наведем указатель мыши на начало 17-го такта, чуть ниже последней заполненной строки списка, и сделаем щелчок левой кнопкой мыши. В списке появится еще одна строка с сообщением .типа Program Change .
Посмотрим на плоды своих трудов. Во-первых, видно (поле в столбце Start), что сообщение вставлено не точно в позицию начала 17-го такта. Ошибка
при наведении курсора мыши на 17-й такт в средней секции окна составила в данном случае 76 тиков. Если это принципиально (когда, например, первая нота в семнадцатом такте звучит раньше), то щелкнем на поле тиков в ячейке Start и введем в него число 0.
Во-вторых, пока что смены инструмента не произошло: ведь вставленным оказался инструмент № 1. Щелкнем на ячейке столбца Data 1 и вместо числа 1 с клавиатуры введем в нее 3 (можно также воспользоваться клавишами <вверх> и <вниз>). Вот теперь, наконец-то, дело сделано. Смена инструмента завершена .
Заметим, что установка сообщений точно в начало доли такта в средней зоне окна возможна, если на панели инструментов нажата кнопка (Snap). Шаг сетки, к которой будут привязаны вставляемые сообщения, выбирается в раскрывающемся списке Quantize.
В списке Length Quant, выбирают дискретные значения длительности вставляемых сообщений типа Note.
Методика записи и редактирования сообщений других типов аналогична рассмотренной.
Работа с сообщениями типа N RPN
В документации на звуковые карты сведения о нерегистрируемых параметрах (NRPN), как правило, приводятся в виде таблиц, в которых содержатся значения младшего и старшего байтов номеров NRPN. В Cubase SX они (LSB и MSB) также вводятся раздельно.
Значения LSB и MSB в документации на звуковые карты приводятся в шестнадцатеричной системе счисления, а в окне List Editor значения параметров этих сообщений необходимо указывать в десятичной. Поэтому, чтобы ввести в программу номер NRPN, значения его старшего и младшего байтов необходимо перевести в десятичную систему счисления. Для этого откройте инженерный калькулятор из набора стандартных программ Windows и выберите шестнадцатеричную систему счисления (опцией Hex). Введите значение NRPN LSB и поменяйте систему счисления на десятичную (опцией Dec). Калькулятор покажет десятичное значение NRPN LSB. Таким же образом получите десятичное значение NRPN MSB.
Рассмотрим пример. В синтезаторах, поддерживающих MlDI-специ-фикацию XG, предусмотрена возможность управления частотой среза фильтра — параметром Filter Cutoff Frequency — посредством NRPN, у которого LSB = 20h и MSB = Olh. Символ h означает шестнадцатеричную систему счисления. С помощью калькулятора получим десятичные значения: Ь8В = 32и MSB = 01.
Для ввода NRPN LSB предназначен контроллер № 98, а для ввода NRPN MSB — контроллер № 99. Для ввода старшего байта (MSB) значения NRPN служит контроллер № 6 (Data Entry MSB). Младший байт (LSB) значения NRPN нам не понадобится, так как для XG-совместимых MIDI-устройств он по умолчанию равен нулю.
Допустим, вы хотите установить максимальную частоту среза фильтра (десятичное значение 127). Для этого в окне List Editor вы должны вставить три сообщения типа Controller, в ячейках столбцов Data 1 выбрать имена контроллеров NRPN MSB, NRPN LSB и DataEnt MSB, а в ячейках столбцов Data 2 ввести значения контроллеров: 32, 1 и 127.

Следует заметить, что целью описанного выше примера является иллюстрация принципа работы с NRPN. На практике применять NRPN для управления синтезаторами, совместимыми с XG, особого смысла нет (вы легко сможете найти очень удобные графические редакторы), а управление частотой среза проще осуществлять с помощью контроллера № 74. Тем не менее, существуют синтезаторы, у которых "достучаться" до большинства параметров синтеза можно только посредством NRPN, например, синтезаторы широко известных звуковых карт SB Live!.