Сведение в SAWStudio

Сведением называется процесс смешивания сигналов нескольких источников (каналов) в фонограмму, соответствующую современному стандарту. Возможности SAWStudio позволяют производить сведение 72-х Input-каналов в 24 Output-канала. Практическая цель этой операции — получить фонограмму такого качества и формата, чтобы ее можно было тиражировать на коммерческом носителе.
До последнего времени лидером аудионосителей был AUDIO CD с двухканальным стерео. Двадцать первый век привел к трону новых кумиров цифрового аудио: DVD-Audio и SACD (Super Audio CD).
И сегодня современная музыка требует расширения границ — она завоевывает новые многоканальные просторы.
Но заслуженный лидер — AUDIO CD — свои позиции еще не сдает. Вполне возможно, он станет таким же долгожителем, как и его "старшая подруга" — аудиокассета. Поэтому уделим ему достаточное внимание в этом разделе и расскажем о сведении самой распространенной в наши дни двухканальной фонограммы.
Автоматизация
В предыдущих разделах мультитрек рассматривался в двух режимах: Normal Mode и Select Mode.
Напомним, что в этих режимах те изменения в секциях виртуальной консоли (Fader, Pan, EQ и т. д.), которые были сделаны последними, автоматически действовали на весь трек — независимо от позиции курсора. Иначе говоря, они становились настройками по умолчанию.
Если где-то на мультитреке была сделана установка (например, регулятора громкости канала в позицию -12 дБ), то она действовала на весь трек. Это способ неавтоматизированной регулировки (non-automated).
Для того чтобы пояснить возможности автоматизации, проведем образную параллель. Представим, что дорожки — это музыкальные партии, а данные автоматизации на них — это приложение к партиям в виде указаний к исполнению.
При неавтоматизированной регулировке оттенки исполнения партии не будут меняться. И музыка будет исполнена в соответствии с первым (и единственным) указанием.
Запись автоматизации позволяет менять оттенки исполнения как угодно часто и в любой последовательности.
Таким образом, возвращаясь к сведению, можно классифицировать процесс микширования как статический и динамический.
Статическое микширование, с однократным созданием баланса между каналами, предполагает, что при сведении многоканальной фонограммы все необходимые параметры виртуальной консоли настраиваются за один раз, и после этого они никак не изменяются. Такой способ может применяться только при сведении "гипермонотонного" продукта, реанимировать который уже все равно не удастся.
Если в произведении есть музыка — присутствует картина композиции, которая разворачивается при исполнении, используются разнообразные оттенки фразировки для передачи музыкальных образов, то такое произведение заслуживает качественной звукорежиссуры.
Ведь сведение очень похоже на работу дирижера. И талант людей в этих важных областях творческой деятельности способен, во-первых, выявить те скрытые, на первый взгляд, нюансы, оттенки художественного образа, а во-вторых, ювелирно огранить сверкающий алмаз музыки, заключить его в дорогую оправу "звуковой трактовки".
Автоматизацию динамического микширования в работе компьютерного звукорежиссера трудно переоценить. Ведь она предполагает последовательное и многоразовое изменение параметров консоли, которое фиксируется программой во времени.
Как известно, при всей схожести виртуальных пультов с "железными", у них есть одно существенное отличие. Компьютерный музыкант может дотронуться до виртуальных элементов управления только одной "рукой" — курсором мыши.
Но ведь даже один Input-канал содержит много элементов управления, регулировать которые курсором мыши раздельно в режиме реального времени невозможно. Более того, даже в том случае, если подключить к SAWStudio микшер-контроллер, то и это не отменит необходимости автоматизации.
Главное преимущество автоматизации заключается в том, что с ее помощью можно выполнять динамическое микширование последовательно, в несколько проходов. При этом можно создавать сложнейшие варианты сведения, изменять их при необходимости, манипулируя ручками управления в любой последовательности, и при этом быть уверенным, что все звукорежиссерские указания будут надежно зафиксированы программой SAWStudio.
Automation Entry
Перевод мультитрека в режим Automation Mode выполняется нажатием кнопки Aut или клавиши <А>.
В этом режиме текстура объектов темнеет для того, чтобы было удобнее редактировать данные автоматизации, отображаемые яркими цветами.
Примечание
В SAWStudio данные автоматизации обозначаются тем же термином Entry (запись), что и аудиообъект. В программе Nuendo аналогичное понятие обозначается как Event point. Поэтому в дальнейшем во избежание путаницы термин Automation Entry будет переводиться на русский язык как точка автоматизации.

Рассмотрим более детально понятие точка автоматизации. Для этого в режиме Automation Mode в реальном времени запишем автоматизацию регулятора громкости и увеличим горизонтальный масштаб .
На хорошо видно, что "живая" запись изменения громкости представляет собой последовательность наклонных отрезков. Нижняя точка каждого отрезка и есть точка автоматизации. Верхняя точка — фактическое значение регулируемого параметра. Линия, образованная верхними точками отрезков, представляет собой кривую автоматизации. Фактически кривая автоматизации состоит из сегментов. Сегмент образуется двумя соседними верхними точками отрезков. Внутри сегмента параметр не изменяется. Между сегментами параметр изменяется скачкообразно (дискретно).
Примечание
Напомним, что минимальный шаг изменения громкости — 0,25 дБ.

Перед разработчиками SAWStudio стояла задача обеспечения плавности дискретного регулирования, которая решена с помощью компромисса — в линейном сглаживании. Степень сглаживания определяется наклоном отрезка.
В режиме воспроизведения при пересечении курсором нижней точки отрезка (точки автоматизации) быстро отреагирует только элемент управления виртуальной консоли. Фактическое изменение параметра определяется наклоном отрезка и может быть сильно сглажено по линейному закону.
Примечание
Регулирование параметра завершается при достижении курсором мультитрека верхней точки отрезка.

Степень сглаживания определяется специальным параметром Slope (наклон).
Если задать значение Slope равным нулю (отсутствие наклона), то при регулировании громкости непрерывного сигнала (например, синусоидального) будут отчетливо прослушиваться щелчки.
Для настройки параметра Slope в меню Automation предусмотрены отдельные пункты:

  • Set Default Mute Slope — установка по умолчанию для режима приглушения Mute. Значение 0 мсек вызовет хорошо различимые на слух щелчки, поэтому для "мягкого" приглушения следует использовать большие величины;
  • Set Default Fader Slope — установка по умолчанию для регулятора громкости. Диапазон значений от 20 до 40 мсек вполне подойдет для большинства случаев, однако в SAWStudio заложен больший диапазон — от 0 до 2083 мсек;

Совет
При сведении партий, исполненных большими по длительности звуками (например, аккорды музыкального фона), можно увеличить параметр Slope до 100 мсек для уменьшения искажений.

  • Set Default Pan Slope — установка по умолчанию для регулятора панорамы;
  • Change Marked Automation Slope — изменение наклона отрезков автоматизации на выделенной области. Дублируется клавишей </> на дополнительной клавиатуре. Комбинация <Ctrl>+</> устанавливает новое значение для всех треков на выделенной области.

Команда Change Marked Automation Slope должна использоваться наиболее часто, т. к. установки по умолчанию не могут быть универсальными для всех случаев.