Surround в Nuendo

Surround Sound — это огромная тема, которой посвящено немало серьезных книг, поэтому читателей, глубоко интересующихся данным вопросом, мы адресуем к специальной литературе. Технология Surround Sound находится в непрерывном развитии. Постоянно появляются новые форматы многоканального звука. Преимущество Nuendo состоит именно в том, что ее можно быстро адаптировать под любой формат, т. е. создать свой пресет в окне VST Master Setup.
Благодаря этому Nuendo можно с успехом использовать даже в концертной деятельности — для концертов электронной музыки с применением многоканальной фонограммы. В этом случае нужно будет адаптировать Nuendo к конкретному оборудованию, количеству каналов и расположению акустических систем.
Конфигурирование Output Bus
Для того чтобы воспользоваться возможностями Nuendo для пространственного многоканального звука (Surround Sound), нужно как минимум установить в компьютер многоканальную звуковую карту. В задачу данной книги не входит тема сравнительного анализа существующих звуковых карт. В качестве образца далее будет рассмотрена продукция фирмы Creative Labs. Причин этому несколько.
Во-первых, Creative Labs — безусловный лидер в области производства самых массовых звуковых карт низкой ценовой категории — серьезным образом относится к многоканальному звуку. Во-вторых, выбранная авторами звуковая карта SB Audigy предназначена не только для компьютерных игр, но и для формата Dolby Digital. Причем фирма Creative Labs не ограничилась только лишь традиционными мультимедиа-функциями, а выпустила к карте специализированный ASIO-драйвер, обеспечивающий мультиканальность для VST-приложений.
Следовательно, массовый компьютерный музыкант может, имея самую бюджетную конфигурацию компьютерной студии, осваивать просторы самого современного многоканального звука.
И вновь обратимся к настройкам Nuendo. В окне VST Master Setup выберем пресет 5.1 Surround и нажмем кнопку ОК. Затем в окне VST Outputs переназначим и активизируем выходы так, как показано на.
Примечание
Остальные выходы на не показаны, т. к. они неактивны и в данном случае значения не имеют.
Вопросы подключения SB Audigy к внешнему оборудованию мы опускаем, т. к. к звуковой карте прилагается подробная документация.
Вернемся к Nuendo. После вышеописанных манипуляций виртуальная студия готова к работе с многоканальным звуком в формате 5.1 Surround.
На показан вид фейдера мастер-шины в порядке убывания количества каналов для разных пресетов VST Master Setup.
Забегая вперед, отметим, что в составе Nuendo есть специальные многоканальные VST-plug-ins. Например, plug-in Matrix Encoder, который выполняет матричное кодирование формата LRCS в обычное стерео для последующего декодирования системой Dolby Pro Logic.
Поэтому, имея звуковую карту SB Audigy, в Nuendo можно создать микс для систем Dolby Pro Logic и Dolby Digital 5.1 (подробнее об этом ниже).
Маршрутизация для Surround Sound становится более сложной. Существует два способа маршрутизации выхода канала микшера на многоканальную мастер-шину.

  1. 1. Прямая маршрутизация. При ней любой канал VST-микшера можно назначать непосредственно на один из выходов мастер-шины .
  2.  
  3.  
  4. 2. Маршрутизация через специальный plug-in SurroundPan (Surround Fanner). В этом случае выход канала микшера назначается на Surround Fanner (регулятор панорамы многоканального звука). На — это самый нижний пункт списка.

Рассмотрим второй способ более детально.
Surround-панорамирование
Если назначить выход канала микшера на модуль SurroundPan, то регулятор панорамы заменится на Surround Fanner. На слева изображена ячейка Channel strip с регулятором Surround-панорамы.
Зеленая точка отображает позицию панорамируемого источника звука в виртуальном Surround-поле. Щелчок в любой точке Surround-поля позиционирует источник звука в эту точку. Точку можно просто перетаскивать мышью. Комбинация <Ctrl> + щелчок мышью перемещает источник звука в позицию фронт-центр.
Модуль Surround Panner может быть представлен в разных видах. В ячейке Channel strip он отображается в уменьшенном виде. Для того чтобы открыть полное окно настроек, нужно дважды щелкнуть по уменьшенному изображению в ячейке Channel strip. По умолчанию открывается окно Panner в стандартном режиме Standard Mode. В полном окне модуля Surround Panner для панорамирования звукового источника в виртуальном пространстве появляются дополнительные возможности.
Количество и расположение виртуальных акустических систем в Surround-поле регулятора определяется настройками VST Master Setup.
Мы не будем подробно останавливаться на деталях интерфейса модуля Surround Panner, а рассмотрим только некоторые, наиболее важные на наш взгляд, моменты.
Совет
Если дважды щелкнуть на названии модуля (Panner), то модуль преобразуется в список комбинаций "горячих" клавиш, которым мы и рекомендуем воспользоваться.

  • Слайдер LFE-уровня задает уровень сигнала, подаваемого на низкочастотный канал LFE (Low Frequency Emitter) (только для конфигураций VST Master Setup с LFE-каналом).
  • Слайдер Center Level (Standard Mode) — перераспределяет сигналы центра между каналами L, R и Center. Положение 100% означает, что центральный сигнал полностью передается каналом Center, 0% — центральный сигнал передается каналами L и R.
  • Ручки (Divergence Controls): Front, Back (ось X) и Y (ось Y) — определяют кривые ослабления, используемые для позиционирования звука. Если звуковой источник поместить точно в позицию виртуальной акустической системы (например, R), то уровень сигнала остальных систем будет равен нулю (минус бесконечность). Смещение позиции ручек Front, Back и Y выше 0,0% прибавит уровень на остальных виртуальных динамиках.
  • Режим Mono Mix является основным для монофонических источников звука. Для стереоканалов существует три симметричных (зеркальных) режима Y-Mirror, X-Mirror и XY-Mirror. Для стереоканалов режим по умолчанию — Y-Mirror (симметричный режим относительно оси Y) . В режиме Mono Mix сигналы левого и правого каналов суммируются на входе модуля Surround Fanner.

И наоборот, моносигнал расщепляется на левый и правый каналы, если симметричный режим применяется для моноканала.

  • Слайдер Attenuator (Position Mode, Angle Mode) регулирует уровень источника сигнала. В режиме Position Mode — это регулировка диаметра звукового поля, который можно визуально оценивать по концентрическим окружностям.
  • Слайдер Normalize (Position Mode, Angle Mode) изменяет степень нормализации сигнала. В положении 1.0 обеспечивается полная нормализация, и суммарный уровень сигнала со всех виртуальных акустических систем будет равен 0 дБ.

Параметры модуля Surround Fanner автоматизируется.