Список сообщений

Для редактирования сообщений предназначен специальный редактор List Editor .
Каждое сообщение (event) занимает в списке одну строчку и, по существу, представляет собой указание, которое должен выполнить музыкальный синтезатор в определенный момент.
Для MIDI-редактора сообщения — это наиболее естественная форма представления музыкальной информации. Более того, MIDI-система способна принимать и выполнять только те сигналы, которые являются MIDI-сообщениями. Вы записываете ноты, наносите отпечатки клавиш, рисуете графики изменения параметров синтеза, а компьютер, в конечном счете, все равно преобразует их в сообщения.
Вы уже знаете, что MIDI-сообщения — это всего лишь закодированные числами команды синтезатору. Наиболее часто встречаются команды Note On (включить звучание определенной ноты в такой-то момент с такой-то громкостью) и Note Off (выключить звучание ноты в такой-то момент). Все MIDI-ноты пронумерованы от 0 до 127.
Кроме этих команд MIDI-сообщения могут содержать указания о смене инструмента, перестройке частотного фильтра, нажатии педали, виде и глубине эффекта, а также многое другое. Соответствие чисел командам стандартизировано. Правда, одновременно имеют хождение целых четыре стандарта: GM, GS, XG и GM2. Смысл основных команд в них, к счастью, совпадает. Подробнее о соответствии стандартных MIDl-сообщений тем сообщениям, с которыми работает Cubase SX, мы рассказали.
Редактор MIDI-сообшений есть в музыкальной программе каждой уважающей себя фирмы. В окне редактора List Editor программы Cubase SX можно редактировать не только MIDI-сообщения, но и сообщения еще двух типов: текстовые комментарии и сообщения нотации. Окно редактора открывается командой главного меню MIDI > Open List Editor.
В левой части окна List Editor находится таблица — список сообщений. В ячейках таблицы содержится тип сообщения, время выполнения сообщения и его параметры. Редактирование содержания таблицы производится с клавиатуры компьютера или мышью с помощью меню и полей ввода.
В правой части расположена секция графического редактирования сообщений. Здесь с помощью инструмента (Draw) редактируются существующие и записываются новые сообщения, а нежелательные сообщения удаляются с помощью инструмента (Erase). Подробнее о работе с редактором List Editor читайте.
Отпечатки клавиш
Конечно, подготовленному музыканту привычнее работать с нотными записями. К сожалению, далеко не каждому талантливому человеку судьба дала возможность обучиться теории музыки. Видимо, разработчики программ тоже понимали, что не все пользователи смогут выразить музыкальную идею нотами. Однако каждая фирма заинтересована в расширении числа покупателей своей продукции. Найденное решение просто и на удивление удобно. Мы называем его образно: "Отпечатки клавиш". Для редактирования отпечатков клавиш предназначено окно Key Editor . Оно открывается командой главного меню MIDI > Open Key Editor.
Вместо пяти нотных линеек здесь их 128. По одной линейке для каждой ноты из числа тех, что способен воспроизводить MIDI-синтезатор. Такое количество нотных линеек позволяет обойтись без ключей и знаков альтерации. И это еще не все. Для того чтобы не нужно было постоянно пересчитывать нотные линейки, в окне редактора Key Editor отображается виртуальная клавиатура, подобная фортепианной. Каждая нотная линейка
начинается от определенной клавиши. Клавиши можно как бы нажимать, щелкая на них мышью. Вы немедленно услышите звучание соответствующей ноты. Это помогает ориентироваться в линейках на слух. Но, вообще-то, обозначение той клавиши, на которую указывает курсор мыши, отображается в поле подсказки.
По сути дела, клавиатура — это вертикальная ось системы координат, в которой вам нужно записывать музыку. А горизонтальная ось — это, конечно, ось времени. Правда, время здесь измеряется в музыкальных единицах: тактах и долях. На рабочем поле окна видны линии, обозначающие границы тактов и их долей.
Запись музыки в окне редактора Key Editor действительно выглядит, как следы отпечатков клавиш. Отпечаток необходимой клавиши начинается и заканчивается в необходимые моменты музыкального времени. На экране он представлен как цветной прямоугольник.
Вертикальная координата положения прямоугольника соответствует MIDI-номеру ноты, то есть высоте звука. Левая сторона прямоугольника приходится на момент начала извлечения звука. Длина прямоугольника по горизонтали пропорциональна длительности ноты. И все это избавляет вас от массы проблем. Не обязательно помнить обозначения нот и пауз разной длительности, знать, что такое триоль, квинтоль, пунктирная нота, лига, фермата. Просто рисуйте прямоугольники разной длины и оценивайте звучание.
Для записи отпечатка клавиши служит инструмент (Draw), для удаления — инструмент (Erase). Перетаскивают отпечаток клавиши по вертикали и горизонтали, изменяют его длину, как обычно, мышью. Для выполнения перечисленных операций необходимо предварительно выбрать инструмент (Object Selection).
В окне редактора отпечатков клавиш есть много полезных инструментов. Можно заранее настроить карандаш на запись звуков определенной длительности, можно прослушать, как звучат отпечатки клавиш, можно даже одновременно наблюдать и редактировать несколько партий.
Детальное описание работы с отпечатками фортепианных клавиш вы найдете.
Ноты
Итак, Cubase SX допускает представление и редактирование музыки в различных формах. Но редактор не имел бы права именоваться музыкальным, если бы не позволял оперировать привычными нотами и символами нотного письма. Для этого в состав программы входит нотный редактор, нотатор.
Самое главное свойство MIDI-нотатора, в котором музыкальная информация отображается в нотной форме, заключается в том, что можно не только читать нотную запись, но и воспроизводить ее звучание.
И еще одна важная особенность: ноты записываются несколькими способами. Например, щелкаете кнопкой мыши на линейках нотного стана, наигрываете партию на MIDI-клавиатуре.
Для того чтобы открыть окно Score Editor, воспользуйтесь командой главного меню MIDI > Open Score Editor. Окно нотатора похоже на страничку нотной тетради: нотные станы, поделенные на такты.
В любом месте можно вставить или удалить такт, обозначить необходимые ключевые знаки.
С помощью инструмента (Draw) записывают ноты любой длительности, пунктирные ноты, триоли, другие символы нотного письма. С помощью инструмента (Erase) исправляют ошибки.
Для тех, кто неуверенно ориентируется, на какой линейке в том или ином ключе располагается определенная нота, в программе предусмотрена подсказка. В ней содержится обозначение ноты, соответствующей положению курсора мыши.
Партитура в целом или отдельные партии выводятся для печати на принтер.
Вся информация, записанная в форме нот, автоматически отображается: в редакторе отпечатков клавиш Key Editor, в списке сообщений редактора List Editor, в окне Cubase SX Project в виде частей на треках.
Подробности о работе с нотатором читайте.
Эффекты и обработки
Использование звуковых карт, плат оцифровки звука, программ — звуковых редакторов предоставляет компьютерному музыканту довольно широкие возможности по применению в музыкальных композициях различных звуковых эффектов и приемов обработки звука. Далее мы будем различать эффекты и обработки. В чем состоит разница между ними? Обработки — это те преобразования исходного аудиосигнала, которые направлены на повышение его качества (в некотором оговоренном смысле). Примеры обработок:

  •  шумоподавление в целях избавления от помех, сопровождающих полезный аудиосигнал;
  •  динамическая обработка уровня сигнала, позволяющая устранить случайные перепады громкости;
  •  фильтрация спектральных составляющих, необходимая для подчеркивания характерного тембра инструмента или голоса, а также для обеспечения "прозрачности" звучания композиции.

Эффекты — это тоже обработки, но только такие, в результате которых у звука появляются свойства, которых у него исходно не было.
Применение эффектов не всегда приводит к улучшению объективных свойств звука. Например, эффект дистошн, широко используемый в практике гитаристов, на самом деле есть не что иное, как специально организованное сильнейшее искажение исходного сигнала, подобное тому, которое возникает при перегрузке усилителя. Но применительно к гитаре и для определенных музыкальных стилей такой эффект оказывается уместен и позволяет получить желаемый эстетический результат.
Как правило, эффекты имитируют (иногда утрированно) какие-либо природные процессы и явления, сопровождающие излучение, распространение звуковых колебаний и восприятие их человеком. Например, эффект эхо имитирует отражение звука от преграды, эффект дилэй — многолучевой характер распространения звука в ограниченном пространстве, эффект реверберация — способность помещения, с одной стороны, накапливать энергию звуковых колебаний (многократно переотражать звуковые волны), а с другой, — постепенно поглощать эту энергию, превращая ее в тепло, нагревающее поверхности помещения.
В ряде случаев бывает очень трудно отличить эффект от обработки. Скажем, за счет фильтрации можно так исказить голос человека, что он будет восприниматься звучащим из телефонной трубки. Обработка это или эффект?
Иногда эффекты и обработки применяются совместно. Например, лучшие алгоритмы реверберации учитывают различия в поглощении средой распространения звуковых волн разной длины: за счет использования частотного фильтра эффектом обрабатывается не весь спектр сигнала, а только определенная его часть.
Те эффекты и обработки, которые применяются к MIDI-сообщениям, принято называть MIDI-эффектами. Если же преобразованию подвергается оцифрованный звук, то речь идет об аудиоэффектах и аудиообработках. Эффекты и обработки могут быть встроены в программу и неотделимы от нее. В таком случае они способны функционировать лишь в составе конкретного музыкального или звукового редактора.
Эффекты и обработки могут быть реализованы в виде специализированных программ. Для выполнения необходимых преобразований MIDI- или аудио-данные должны быть импортированы в подобные программы.
Однако наибольшее распространение получили MIDI- и аудиоплагины — модули, подключаемые к программе-хосту. Такое решение позволяет практически безгранично наращивать возможности основной программы. Программа как бы непрерывно обновляется и совершенствуется без какой-либо переработки ее кода и интерфейса. К Cubase SX аудиоплагины подключаются посредством интерфейса прикладных программ VST. Имеется также возможность подключать DirectX-эффекты.