Создание проекта

Проект представляет собой небольшой по размерам файл, управляющий построением выходного AVI-файла (очередного фрагмента фильма) из отрезков исходных материалов (здесь мы их будем называть клипами). В программе Premiere даже есть постоянно открытое отдельное окно проекта, содержащее перечень используемых данных; добавить сюда файлы можно после двойного щелчка мышью по свободному полю окна. В других приложениях, например в программе Video editor из пакета Ulead Media Studio Pro, специального окна проекта может не быть.
Далее мы будем приводить иллюстрации из программы Video Editor, входящей в пакет Ulead Media Studio Pro 6.5, пользовательский интерфейс которой является развитием интерфейса программ предыдущих версий.
ВНИМАНИЕ. Если применяются цифровые видеокамеры, то для работы с программой видеоредактирования Video Editor потребуется система не ниже Windows 98 SE, здесь необходимо использовать AVI-файлы типа 1. При возникновении проблемы ввода-вывода надо проверить, не конфликтует ли ранее установленный программный кодек цифрового видео (DV) с кодеком DV типа 1. Может быть, придется удалить Adaptec DVSoft codec, для чего на Панели управления щелкнуть на Мультимедиа и на вкладке Устройства открыть окно свойств ненужной программы видеосжатия, затем удалить ее.

Пользователи программного пакета Ulead Media Studio Pro 5.2 и более ранних версий должны знать, что после перехода с Microsoft Windows 95 на Microsoft Windows 98 SE при выдаче готового файла на внешний носитель могут возникнуть проблемы совместимости. В новой операционной системе предусмотрена несколько измененная структура записи AVI-файлов на жесткий диск. Для воспроизведения уже созданных файлов придется использовать программу Video Capture 5.2 (в режиме воспроизведения) или старую системную программу (C:\WINDOWS\MPLAYER.EXE), но не заданную по умолчанию (C:\Program Files\ Windows Media Player\ MPLAYER2.EXE).
Настройка параметров проекта
Перед работой задают параметры нового проекта, правда, их можно уточнить и позднее, перед формированием окончательного варианта выходного AVI-файла; в Media Studio Pro команда Project Settings (Параметры проекта) доступна из меню File (Файл).
Для изменения параметров проекта нажмите кнопку Edit (Изменить), откроется новое окно Project Options (Настройки проекта,), где и производят необходимые установки.
Отнеситесь к этапу настройки параметров серьезно, поскольку некорректные установки приводят к лишней декомпрессии и просчету с повторным сжатием каждого кадра, требуют огромных временных и вычислительных ресурсов, ухудшают качество выходного видео и даже делают невозможной выдачу готового фрагмента на внешний носитель. Атрибуты формируемого клипа должны соответствовать карте видеозахвата и совпадать с атрибутами ранее введенных видеофайлов. Телевизионный стандарт (TV standard) и тип кадра (Frame type, для полиокадрового видео выбрать frame-based) задаются в поле Video Editor, размеры кадра (Frame Size) — в поле General (Общие), способ сжатия выходного видеофайла — в поле Compression, качество после сжатия надо задать 100-процентным.
ПРИМЕЧАНИЕ. В России для видеозаписи стандарт предусматривает систему цветности PAL с частотой 25 кадров в секунду [25 fps].
Чтобы разрешить формирование звуковой дорожки вместе с видео, на вкладке General (Общие) в поле Data Track (Дорожка данных) должен быть выбран вариант Video & Audio. Для точной синхронизации с видеорядом на вкладке Advanced (Дополнительные) задают чередование звуковых данных с каждым видеокадром, установив флажок Interleave audio and video и заполнив поле Pack audio data for every 1 Frames. Чем чаще чередуются данные, тем меньше требуется буферной памяти и тем точнее останется синхронизация после нарезки клипов во время монтажа.
СОВЕТ. Во избежание непредсказуемых результатов видеоклипы разных типов можно привести к единому формату еще до включения в проект с помощью команды File > Convert > Video File (Преобразовать > Видеофайл). Информацию о файлах, находящихся на жестких и компактных дисках компьютера, можно получить из Проводника Windows, щелкнув по файлу правой кнопкой мыши и выбрав в открывшемся контекстном меню строку «свойства». Подробную информацию о файлах, уже входящих в проект, можно просмотреть из контекстного меню окна Production Library (Библиотеки исходных материалов) в папках Project > Video, Project > Audio, Project & Image (Видео, Аудио и Рисунки) по команде Properties (Свойства).
Приложение видеомонтажа можно дополнительно настроить под нужды и индивидуальные привычки пользователя с помощью команды Preferences (Параметры) меню File. В окне параметров можно, например, указать настройки автосохранения (флажок Automatically save), длительность по умолчанию (в кадрах) открываемых файлов с неподвижными картинками (поле Default inserted clip duration), количество возможных отмен выполненных действий (поля Enable undo и Levels of undo steps).
В этом же окне на вкладке Preview (Предварительный просмотр) должно быть указано место для размещения и максимальный объем, занимаемый временными файлами предварительного просмотра. Размещать файлы предварительного просмотра удобно на пока еще свободном «выходном» диске. Установки характеристик предварительного просмотра влияют на скорость счета и дисковое пространство, занимаемое временными вспомогательными файлами. По возможности лучше задать их такими же, как и для выходного файла.
ПРИМЕЧАНИЕ. Начиная с версии программы 6.0 настраивать параметры предварительного просмотра не требуется.
При создании клипов надо учитывать, что 24-битная RGB-модель представления цветов на экране монитора компьютера не совпадает с представлением цвета в телевидении. Значение уровня каждого цветового компонента (красного, зеленого или синего) монитора лежит в диапазоне от 0 до 255, а в телевидении эти уровни ограничены значением 235. Чтобы цвета на телеэкране оставались насыщенными в широком диапазоне регулировки яркости, цветовые составляющие не должны превышать значение 196. Названные ограничения отслеживаются автоматически, если в общих настройках программы разрешить применение цветового фильтра. Для этого на вкладке Edit (Правка) надо установить флажок Apply color filter (Применить цветовой фильтр) и выбрать одну из систем передачи цвета (наша система цветности — PAL).
В программе Video Editor предусмотрено несколько рабочих окон.

  • Timeline — монтажный стол, в этом окне, собственно, и производят монтаж фильма. Это единственное окно, которое всегда остается открытым и может быть развернуто до размеров окна программы двойным щелчком на заголовке или командой Window > Dock Timeline (Развернуть окно монтажного стола). Чтобы сделать окно монтажного стола перемещаемым даже за пределы главного окна программы, используется команда Window > Float Timeline.
  • Production Library — библиотека рабочих (исходных) материалов позволяет посмотреть входящие в проект файлы (клипы), а также выбрать шаблоны аудио-и видеофильтров или специальных эффектов, применяемых при монтаже. Нужный раздел (каталог) библиотеки выбирается из раскрывающегося списка в верхней части окна.
  • Source Window — окно исходных клипов предназначено для подстройки моментов начала и конца включения клипа в проект, в этом окне можно выбрать только нужные кадры из исходного файла.
  • Preview Window — окно предварительного просмотра проекта. Здесь воспроизводятся результаты работы над проектом или выбранной его частью. Как и в окне Source Window, в Preview Window находится экран, шкала времени и кнопки управления просмотром.
  • Trim Window — окно покадровой подстройки моментов включения клипов.
  • Quick command panel — панель быстрого доступа к ранее выполненным или избранным командам программы. Настраивается панель из контекстного меню, можно использовать свои собственные названия для команд программы.

Общее управление окнами осуществляется из меню View (Вид) с помощью команды Toolbars & Panels (Окна и панели инструментов) или из меню Window (Окно). Еще один способ вызвать меню управления окнами — щелкнуть правой кнопкой мыши на панели инструментов.
СОВЕТ. Расположение и размеры окон на рабочем столе можно сохранить и для дальнейшего использования командами Layout Template > Save (Шаблон > Сохранить) и Layout Template > Load (Шаблон > Загрузить). Вы можете также применить уже существующие шаблоны рабочего стола программы для дисплеев с разрешением 640 х 480, 800 х 600 и 1024 х 768.
Стандартная панель инструментов кроме обычных кнопок для работы с файлами и правки содержит также несколько специальных кнопок. Настройка вида панели инструментов (размер и цвет кнопок, отображение подсказок) также производится из окна Toolbars & Panels.
Кнопки стандартной панели инструментов

Название

Назначение

Create Video File

Создать выходной видеофайл

Project Settings

Задать параметры проекта

Preview Window

Показать-скрыть окно предварительного просмотра

 

Source Window

Показать-скрыть окно включения исходных клипов

Production Library

Показать-скрыть окно библиотеки рабочих материалов