Секция Track Parameters

Секция Track Parameters содержит параметры некоторых алгоритмов преобразования MIDI-сообщений типа Note, работающих во время воспроизведения трека.
В предыдущем разделе мы рассмотрели пример, в котором с помощью Input Transformer можно транспонировать ноты еще до того, как они были записаны на трек. В секции Track Parameters имеется параметр Transpose — количество полутонов, на которое ноты будут транспонироваться при воспроизведении трека.
Vel. Shift — значение, которое будет складываться со значением параметра Velocity каждого сообщения типа Note (смещение параметра Velocity).
Vel. Соmр. — степень компрессии параметра Velocity. О том, что представляет собой эффект компрессии применительно к MIDI-нотам, посвященном MIDI-эффекту реального времени Compress.
Len. Соmр. — изменение длительностей нот. Например, если задать значение этого параметра равным 3/4, то при воспроизведении длительности нот сократятся на 1/4, т. е. станут равными 3/4 от их первоначальной длительности.
Random — внесение случайных изменений (рандомизация) в параметры сообщений типа Note, их координаты на временной оси и длительности. За счет рандомизации можно получить звучание, напоминающее игру живого исполнителя. В двух списках, расположенных непосредственно под надписью Random, выбираются параметры, подлежащие рандомизации. В терминологии Cubase SX эти параметры называются Target (цель работы алгоритма):

  •  Position — позиция на оси времени;
  •  Pitch — высота тона;
  •  Velocity — скорость нажатия на MIDI-клавишу;
  •  Length — длительность ноты;
  •  OFF — рандомизация отключена.

В полях Min и Мах задаются границы случайных отклонений.
Range — ограничение диапазона, в котором могут находиться параметры MIDI-сообщений, или фильтрация тех MIDI-сообщений, параметры которых не выходят за границы заданного диапазона. В двух списках, расположенных непосредственно под надписью Range, выбираются следующие целевые параметры:

  •  Vel.Limit — ограничение параметра Velocity;
  •  Vel.Filter — фильтрация нот по параметру Velocity (будут звучать только те ноты, у которых этот параметр не выходит за границы заданного диапазона);
  •  Note Limit — ограничение высоты нот;
  •  Note Filter — фильтрация нот по высоте (будут звучать только те ноты, высота которых не выходит за границы заданного диапазона);

В полях Min и Мах задаются границы допустимых диапазонов.
Вот пример, иллюстрирующий работу ограничения. Допустим, на треке сохранены три сообщения типа Note со значениями параметра Velocity, равными 40, 70, 127, и включено ограничение Velocity (Vel.Limit) с параметрами Min = 50, Max = 90. Теперь давайте посмотрим, что будет при воспроизведении. Поскольку Velocity первой ноты меньше нижней границы допустимых значений (40 < 50), то произойдет ограничение: реально будет воспроизведена нота с Velocity = 50. Параметр Velocity второй ноты попадает в диапазон допустимых значений (50 < 70 < 90), поэтому нота будет воспроизведена без изменения его значения. Параметр Velocity третьей ноты превышает верхнюю границу допустимых значений (127 > 90), поэтому сработает ограничение и реально будет воспроизведена нота с Velocity = 90.
В начале раздела мы сказали, что алгоритмы преобразования MIDI-информации, управление которыми осуществляется из рассматриваемой секции инспектора, работают только применительно к MIDI-данным, воспроизводимым с трека. Однако в случае, если включен режим MIDI Thru (а по умолчанию он включен), то MIDI-данные, поступающие на входной порт MIDI-трека, будут ретранслироваться на его выходной порт. С большой натяжкой можно считать, что в этом случае MIDI-данные, поступающие на входной порт MIDI-трека, как бы воспроизводятся. Некоторые алгоритмы обработки MIDI-сообщений, параметры которых доступны в секции Track Parameters, будут работать применительно к ретранслируемым в режиме MIDI Thru MIDI-сообщениям. Это касается алгоритмов, затрагивающих параметры Velocity и Pitch. Данные параметры передаются вместе с сообщениями о нажатии MIDI-клавиш, поэтому программа может обрабатывать их в реальном времени. Другое дело — алгоритмы, затрагивающие длительность нот и их расположение во времени. Они в принципе не могут работать в режиме реального времени, поскольку программе не известно, когда вы нажмете клавишу на MIDI-клавиатуре и сколько времени продержите ее нажатой.
Обращаем ваше внимание на кнопку, расположенную на заголовке секции Track Parameters. С ее помощью осуществляется временное отключение всех алгоритмов обработки MIDI-сообщений, управляемых из данной секции.
Секция Inserts, подключение MIDI-эффектов
Секция Inserts служит для подключения MIDI-эффектов последовательного действия. Эффекты последовательного действия подключаются , к треку по цепочке: при воспроизведении данных с трека происходит их обработка сначала одним эффектом, потом другим и т. д. Иными словами, на вход очередного эффекта поступают данные, уже обработанные предыдущим эффектом. После обработки последним эффектом данные поступают на выходной порт трека.
В секции имеются четыре ячейки для подключения эффектов. В каждой из них есть список для выбора нужного эффекта. По умолчанию во всех списках выбран элемент No Effect (эффект не подключен). В Cubase SX доступны следующие MIDI-эффекты:

  •  Arpache 5 — арпеджиатор;
  •  AutoPan — автоматическое панорамирование;
  •  Chorder — генератор аккордов;
  •  Compress — компрессор параметра Velocity;
  •  Control — генерация сообщений типа Control Change;
  •  Density — прореживание или генерация дополнительных нот;
  •  Micro Tuner — индивидуальная подстройка каждой ноты в октаве;
  •  MidiEcho — генерация эха;
  •  Note 2 СС — конвертор MIDI-сообщения типа Note в сообщения типа Control Change;
  •  Quantizer — квантизатор;
  •  Step Designer — паттерновый секвенсор;
  •  Track Control — контрольная панель для управления основными параметрами синтезаторов стандартов GS и XG;
  •  Track FX — набор эффектов, идентичных тем, что доступны из секции Track Parameters плюс еще два эффекта — смещение во времени (аналогичный параметр доступен в основной секции) и Scale Transpose (транспозиция в соответствии с тональностью композиции);
  •  Transformer — эффект реального времени, возможности которого аналогичны возможностям редактора Logical Editor.

Подробно MIDI-эффекты будут рассмотрены. А сейчас вернемся к рассмотрению секции Inserts инспектора.
Итак, подключение эффектов осуществляется довольно просто: щелкаете на надписи No Effect или на названии уже подключенного эффекта (чтобы заменить этот эффект) и выбираете нужный эффект из меню.

В зависимости от того, какие из эффектов подключены, их параметры могут быть доступны или не доступны из секции Inserts. На показано, что подключено четыре эффекта: Arpache 5, AutoPan, Control и Compress.
Однако для редактирования доступны параметры лишь двух эффектов: Control и Compress. С помощью кнопок можно вызывать окна тех эффектов, параметры которых не доступны в секции Inserts. С помощью этой же кнопки можно скрыть и вновь сделать доступными параметры тех эффектов, которые отображаются непосредственно в секции Inserts.
С помощью кнопки эффекты можно временно отключать. Кнопка расположенная в заголовке секции Inserts, временно отключает все эффекты, подключенные в секции.
На всякий случай поясним, какая разница между выражениями "отключить эффект" и "временно отключить эффект". Отключить эффект — значит задать No Effect для той ячейки секции, к которой он был подключен. При этом все выполненные вами изменения параметров эффекта пропадут. Временно отключить эффект — значит воспользоваться кнопкой и исключить эффект из цепи обработки (bypass). В любой момент с помощью этой же кнопки вы сможете вернуть эффект в цепь обработки, при этом все ранее выполненные настройки данного эффекта сохраняются.