Секция Sends

Основным назначением секции Sends (посылы) является обеспечение подключения MlDI-эффектов параллельного действия .
Эффекты параллельного действия подключаются к треку независимо друг от друга. На вход каждого из эффектов посылаются данные непосредственно с трека. После обработки данные поступают на указанный выходной порт, который может отличаться от выходного порта трека.
В Cubase SX к каждому из MIDI-треков вы можете подключить до четырех эффектов параллельного действия. Каждому из эффектов соответствует своя ячейка секции Sends, состоящая из нескольких раскрывающихся списков и кнопок. По умолчанию эффекты не подключены ни к одной из ячеек, чему соответствует надпись No Effect. Подключение эффектов осуществляется точно так же, как и в секции Inserts: выбором названия эффекта из списка. После подключения эффекта следует задать выходной порт, которому будут адресоваться обработанные данные. По умолчанию вместо названий выходных портов фигурируют надписи Not Connected (нет соединения). Кроме порта можно задать номер MIDI-канала, по которому будут передаваться данные. По умолчанию для всех эффектов выбран канал 1. В списке для выбора номера MIDI-канала кроме номеров от 1 до 16 присутствует еще и элемент ANY (любой). Выбор этого элемента означает, что после обработки эффектом MIDI-данные будут передаваться по тому же каналу, что задан для данного MIDI-трека. В каждой из ячеек секции Sends имеются следующие кнопки: — включение/выключение посыла;
— отображение/скрытие параметров эффекта в секции Sends или вызов окна эффекта;
— переключение Pre/Post.
Обратите внимание на то, что кнопка служит для включения/выключения именно посыла, а не эффекта. Дело в том, что, как мы уже говорили, обеспечение подключения MIDI-эффектов параллельного действия является основным назначением секции Sends. Но это назначение не является единственным. Вы можете использовать посылы и без подключения каких-либо эффектов. Ведь с помощью посылов вы можете направлять копию потока MIDI-данных, поступающих с трека, на любой MIDI-канал любого выходного порта. Эту особенность можно использовать для создания сложных тембров, когда одни и те же ноты передаются разным синтезаторам. Само собой разумеется, что направлять информацию можно не только на порты, которые физически присутствуют в системе, но и на порты виртуальных синтезаторов VSTi, задействованных в конкретном проекте.
Секция Channel
Мы повторимся, сказав, что секция Channel содержит одну единственную линейку микшера Cubase SX, которая соответствует данному MIDI-треку.
Больше нам сейчас добавить нечего, поскольку детальный анализ микшера Cubase SX еще впереди, рассматривать же одну из его линеек (с урезанными возможностями) смысла нет.
Подключение VSTi
Командой главного меню Devices > VST Instruments вызовите окно.
В данном окне имеется 32 слота для подключения VSTi, которые соответственно пронумерованы цифрами от 1 до 32. По умолчанию VSTi не подключены ни к одному из слотов, и в каждом слоте имеется надпись No VST Instrument (нет VSTi). Заметим, что для данного окна доступна опция Always on Top, вызываемая щелчком правой кнопкой мыши на нем. Если опция включена, то в ходе работы с Cubase SX окно не будет перекрываться другими окнами и всегда будет оставаться на поверхности. Удобно, когда список подключенных инструментов всегда перед глазами.
Чтобы подключить VSTi к нужному слоту, щелкните на соответствующей надписи No VST Instrument левой кнопкой мыши. Возникнет меню, содержащее названия доступных VSTi. Возможный вид этого меню показан. После выбора VSTi он окажется подключенным к тому слоту, на котором вы щелкали мышью, вызывая меню.
Непустой слот отличается от пустых: вместо надписи No VST Instrument появилось название подключенного VSTi (в нашем случае a1). Под названием VSTi отображается название текущего патча, загруженного в инструмент.
Его название можно редактировать. С помощью кнопки вызывается список патчей из текущего банка. Альтернативный способ выбора патчей — их последовательный перебор с помощью кнопок
Кнопкой открывается окно VSTi. VSTi — это плагины, т. е. уникальные программы. Соответственно у разных VSTi окна выглядят по-разному: на них вынесены различные органы управления, присущие для конкретного VST, они имеют различный дизайн. Детальному описанию VSTi посвящена глава 10. Допустим, что кнопкой вы открыли окно VSTi, отрегулировали различные параметры синтеза, добившись нужного звучания. В результате получился уникальный, созданный лично вами патч. Теперь, чтобы его сохранить, нужно воспользоваться кнопкой File. Эта кнопка присутствует и в окне VST Instruments, и в окне любого из VSTi. Кнопка File вызывает меню, состоящее из следующих пунктов:

  •  Load Bank — загрузить банк патчей из файла;
  •  Save Bank — сохранить банк патчей в файл;
  •  Load Instrument — загрузить один патч из файла и сделать его текущим;
  •  Save Instrument — сохранить текущий патч в файле.

Стоит упомянуть о кнопке служащей для временного отключения VSTi.
В дальнейшем, если возникнет ситуация, когда необходимый VSTi не звучит, хотя и подключен по всем правилам, проверьте состояние этой кнопки.
Итак, после подключения VSTi к одному из слотов окна VST Instruments можно считать данный инструмент подключенным к проекту. Остается настроить какой-либо MIDI-трек на работу с этим VSTi.
Сделать это очень просто: в параметрах необходимого трека в качестве выходного MIDI-порта укажите название требуемого VSTi. Этот виртуальный MIDI-порт появился в вашем проекте сразу после подключения VSTi в слот окна VST Instruments.

Если в качестве входного порта MIDI-трека установлен порт, к которому подключена MIDI-клавиатура, то вы сможете играть на ней звуками VSTi. Напомним, что это возможно в том случае, когда включен режим MIDI Thru и для конкретного MIDI-трека включен мониторинг (оба режима по умолчанию включены).
Вы можете подключать несколько экземпляров одного и того же VSTi. Это имеет смысл делать в том случае, если VSTi являются однотембральными, а вам нужно звучание нескольких патчей одного и того же VSTi. Названия виртуальных MIDI-портов разных экземпляров одного и того же VSTi будут иметь следующий формат: название VSTi, порядковый номер (кроме 1).
Кстати, выбирать патчи VSTi удобнее всего с помощью браузера патчей, расположенного в основной секции инспектора.
VSTi реализованы посредством VST-плагинов, управляемых по протоколу MIDI. На выходе любого VST-плагина — поток аудиоданных. В конечном счете, этот поток поступает на один из выходных аудиопортов Cubase SX (VST Outputs). Но было бы заманчиво обрабатывать выходной сигнал VSTi любыми аудиоэффектами, доступными из Cubase SX. Это возможно. При подключении VSTi к проекту для данного инструмента на виртуальном микшере Cubase SX создается отдельный модуль. По своим функциональным возможностям он практически не отличается от тех модулей микшера, которые соответствуют аудиотрекам. Читая вам предстоит разобраться в том, как работает автоматизация параметров синтеза VSTi. Забегая вперед, скажем, что для автоматизации VSTi используется специальный трек, на котором (на разных подтреках) могут храниться данные автоматизации всех VSTi, используемых в проекте.