Секция графического редактирования параметров MIDI-сообщений

Секция графического редактирования занимает нижнюю область окна Key Editor. Каждый звук характеризуется не только высотой и длительностью, но также громкостью и еще рядом параметров. Как вы уже знаете, MIDI-сообщения о нажатии клавиши несут в себе информацию об изменении громкости звука. В окне Key Editor можно управлять громкостью звучания нот, соответствующих отдельным отпечаткам. Громкость можно задавать как в цифровой, так и в графической форме. Кроме громкости, теоретически можно управлять любым параметром, поддерживаемым MIDI-устройством. Однако на практике управление такими параметрами, как, например, NRPN, предполагающими точную установку значения, бывает затруднительно.
Значения отдельных параметров отображаются в виде вертикальных линий, высоту которых вы можете изменять с помощью соответствующих инструментов.
В левой части секции графического редактирования окна Key Editor расположен раскрывающийся список — меню, содержащее перечень сообщений, параметры которых доступны для редактирования в секции управления параметрами. На этом меню выбран элемент Velocity.
Если в этом меню выбрать команду Setup, то откроется окно Controllers Menu Setup .
Окно состоит из двух областей. В левой области перечислены контроллеры, включенные в меню секции графического редактирования. В правой — все оставшиеся возможные контроллеры. Вы можете изменять содержание левой области. Если хотите сократить список контроллеров, выделите имя одного из них (или нескольких) и нажмите кнопку >>>. Соответствующие строки переместятся из левой области окна Controllers Menu Setup в правую. Если список нужно пополнить, то выделите необходимую строку в правой области и нажмите кнопку <<<. Затем нажмите ОК. Обновление меню свершится.
Работа в секции графического редактирования окна Key Editor сводится к выбору редактируемого параметра и к изменению высоты столбиков, отображающих значение того или иного параметра. В этих целях можно использовать инструменты (Draw) и (Erase).
Рассмотрим особенности действия различных вариантов инструмента (Draw).
(Draw) и (Paint) — можно рисовать столбики произвольной высоты, редактировать параметры отдельно взятого отпечатка клавиши.
(Line) — можно рисовать графики изменения параметра, состоящие из отрезков прямых линий (пример применения представлен.
(Parabola) — можно рисовать графики изменения параметра, состоящие из линий параболической формы .
(Sine) — можно рисовать графики изменения параметра, состоящие из линий синусоидальной формы .
(Triangle) — можно рисовать графики изменения параметра, состоящие из пилообразных кривых .
(Square) — можно рисовать графики изменения параметра, состоящие из последовательности прямоугольных импульсов .
Вы видите, что однократное применение любого из этих инструментов приводит к изменению параметров сразу многих сообщений. Инструменты удобны тем, что однократный выбор команды Undo также сразу отменяет все эти изменения.
По умолчанию в секции графического редактирования отображается график изменения одного из параметров. Однако при желании вы можете наблюдать и редактировать одновременно несколько параметров и даже все параметры, включенные в меню.
Для того чтобы добавить в секцию графического редактирования линейку с графиком изменения еще одного параметра, выполните следующие действия. Щелчком правой кнопки мыши откройте контекстное меню и в нем выберите команду Create New Controller Lane. Появится вторая линейка с графиком изменения текущего параметра. В меню выберите необходимый параметр, например, Pan. В качестве примера на приведен вид окна Key Editor, в котором для отображения одновременно выведены графики параметров Velocity и Pan.
Когда вам захочется скрыть линейку с графиком какого-либо параметра, щелкните на ней правой кнопкой мыши и в открывшемся контекстном меню выберите команду Remove this Lane. Таким способом можно закрыть вообще все линейки.
Несколько слов скажем об особенностях графического управления некоторыми параметрами.
С помощью сообщений Pitchbend можно передавать данные о положении колеса изменения тона. Положение колеса изменяется от —8192 до 8191. Как правило, по умолчанию чувствительность колеса устанавливается равной ±2 полутона. Это значит, что положение колеса -8192 соответствует понижению высоты звука на 2 полутона, а 8191 — повышению высоты звука на 2 полутона. Чувствительность колеса можно запрограммировать с помощью регистрируемого параметра RPN 0. Регистрируемые параметры (RPN) применяются также для подстройки строя синтезатора.
Нерегистрируемые параметры NRPN с одними и теми же номерами у различных производителей музыкальных инструментов и студийного оборудования могут использоваться для разных целей (в отличие от RPN).
На практике управлять параметрами NRPN с помощью опций окна Key Editor трудно. Дело в том, что значение NRPN складывается из NRPN LSB и NRPN MSB (это относится и к RPN тоже). Поэтому для того чтобы получить численный результат, имеющий определенный смысл, вам потребуется производить вычисления, которые, кроме сложения, должны включать в себя еще и перевод чисел из десятичной системы в шестнадцатеричную и обратно.
Итак, мы рассмотрели окно Key Editor, позволяющее редактировать партии мелодических инструментов, представленные в виде последовательности отпечатков клавиш.
Работа в редакторе Drum Editor
Если редактируемый MIDI-трек (точнее редактируемая часть, находящаяся на MIDI-треке) содержит сообщения для ударных инструментов, то вместо Key Editor удобнее применять другой редактор — Drum Editor. Его окно открывается командой MIDI > Open Drum Editor.
В этом случае вместо прямоугольных отпечатков клавиш вы видите ромбики, обозначающие начальные моменты формирования звуков ударных — отпечатки ударных инструментов, а вместо клавиш фортепиано — названия ритмических инструментов (в столбце Instrument), а также обозначения клавиш, которым они соответствуют (в столбце Pitch).
Работа в окне Drum Editor, в конечном счете, сводится к тому, что вы должны:

  •  в верхней секции окна в необходимых долях тактов расставлять ромбики — отпечатки необходимых ударных инструментов;
  • для каждого отпечатка ударных инструментов задавать параметры синтеза, рисуя их графики в нижней секции окна (как минимум, задавать изменение Velocity).

Окно Drum Editor как нельзя лучше приспособлено для обеспечения такой деятельности. Не удивительно, что оно отличается особой структурой и наличием специфических инструментов.