Секция Fader

Мы сознательно пропустили секции подключения plug-ins и секцию Surround-панорамирования — о них речь пойдет в следующих разделах. Здесь мы остановимся на секции регуляторов громкости и панорамы Fader .
Секция Fader представляет собой ячейку виртуальной консоли, предназначенную для изменения громкости и панорамы канала, а также для управления режимами Mute и Solo.
Регуляторы громкости и панорамы реализованы в двух видах — в виде ползунковых регуляторов и в цифровом виде:.
Управление ими организовано идентично управлению уровнем и панорамой в AUX-секции.
Шаг изменения панорамы — 0,1 дБ. Шаг изменения громкости — 0,25 дБ. Под регулятором панорамы расположен ярлык, в котором можно задать название канала. Для этого нужно сначала щелкнуть на ярлыке с нажатой клавишей <Shift>, затем ввести название в диалоговом окне Enter Input Chan Label, после чего нажать клавишу <Enter>.
Совет
Для того чтобы быстро присвоить названия группе каналов, нужно щелкнуть на ярлыке с нажатой клавишей <Ctrl>. Тогда при каждом завершении ввода названия будет появляться новое диалоговое окно — следующего канала.
Кнопки Solo и Mute управляют, соответственно, режимами Solo и Mute (приглушение) канала.
Предупреждение
Для высвобождения вычислительных ресурсов нужно выделять треки, т. к. приглушение каналов не отменяет обработку канальными эффектами и считывание данных с жесткого диска.
Рассмотрим режим Solo подробнее.
Определить, включен или выключен режим Solo, можно по кнопке-индикатору Solo, которая находится в области управления режимами (окно MultiTrack).
Режим Solo имеет свои разновидности. Это зависит от того, какой канал используется.
Режим Solo для каналов класса Input может быть двух видов.

  • Обычный режим. Включается кнопкой Solo.
    В обычном режиме приглушаются все остальные каналы — работает только один маршрут: от Input-канала до мастер-канала.
  • Режим Solo с Return-каналами. Включается кнопкой Solo с нажатой клавишей <Shift>.
    В этом режиме вместе с Input-каналом прослушиваются все маршрутизируемые Return-каналы.

Совет
Часто при сведении требуется прослушивать только один канал совместно с эффектами, включенными в разрыв Return-каналов. Таким AUX-эффектом может быть, например, ревербератор. В этом случае оперативное переключение между двумя видами режимов Solo на Input-канале позволит наиболее точно отстроить уровень и панораму сигнала AUX-send (посыл).
Режим Solo Return-канала приглушает все маршруты, кроме аудиопотока от Return-канала до мастер-канала, что позволяет оперативно контролировать настройки plug-ins Return-канала.
Режим Solo для Output-канала, используемого в качестве группы, выделяет маршрут от всех ассоциированных с группой Input-каналов до мастер-канала с приглушением всех остальных маршрутов.
Для того чтобы снять режим Solo одновременно-на всех каналах, достаточно щелкнуть по кнопке Solo в окне MultiTrack или "отжать" любую кнопку Solo виртуальной консоли с нажатой клавишей <Ctrl>.
Внимание
Режим Solo не автоматизируется.
Режим Mute используется для приглушения канала.
Кнопка Mute прерывает аудиопоток, однако все маршрутизируемые данные до нее продолжают обрабатываться. Если, например, на Input-канале используется AUX-маршрутизация (посыл) с отжатой кнопкой Fdr, то режим Mute отключит только прямой сигнал. Точно так же будет продолжаться вся обработка звука канальными виртуальными эффектами.
Режим Mute автоматизируется. В меню Automation существует специальный пункт Set Default Mute Slope, где можно установить скорость приглушения.
Примечание
В SAWStudio предусмотрен специальный параметр Slope (Наклон), который задает скорость изменения параметра в точке регулирования. (Информацию о Slope можно найти в разд. "Автоматизация".)
Если выставить параметр Slope в пределах двух секунд, то режим приглушения превратится в плавное изменение уровня Fade In, Fade Out.
Продолжим описание секции Fader.
Рядом с регулятором громкости расположен комбинированный индикатор уровня канала. Индикатор относится к разряду измерителей пикового уровня сигнала Peak Meter. Индикация пикового уровня особенно важна для цифровых систем с ограничением в 0 дБ, поэтому в SAWStudio используются комбинированные измерители, совмещающие Peak Meter и "светодиодный" индикатор перегрузки .
Индикатор перегрузки запоминает кратковременное превышение сигналом порога в 0 дБ. Поэтому для осуществления непрерывного контроля его необходимо сбрасывать.
Примечание
Все измерители автоматически сбрасываются при рестарте воспроизведения. В данном случае имеется в виду сброс без остановки воспроизведения.
Индикаторы отображают уровень сигнала после обработки plug-ins, подключенных в слот Pst Fader (post fader).
Делается это через контекстное меню, которое вызывается щелчком мыши непосредственно на "столбиках" индикатора .
Контекстное меню предлагает две альтернативы:

  • Clear Current Meter Peaks — сброс индикатора "горячего" канала;
  • Clear All Meter Peaks — сброс индикаторов всех каналов.

Настройка режимов измерителя производится в меню Mixer. За нее "отвечают" пункты подменю Meter Active, Meter Peak Hold, Meter Response.
Изучим эти настройки более детально.

  • Подменю Meter Active содержит пункты Full Mixer View и Zoom Mixer View.
    Если эти пункты отмечены, то индикаторы работают в обоих представлениях виртуальной консоли.
    В документации к программе рекомендуется отключать индикацию для освобождения ресурсов. Но по нашим наблюдениям измерители потребляют всего около 1% ресурсов на десять треков. Экономия здесь несущественна.

Примечание
Стоит отметить преимущество SAWStudio перед конкурирующими продуктами, индикаторы которых начинают заметно "тормозить" при сильной загрузке процессора. В программе SAWStudio индикаторы продолжают работать быстро даже при максимальной загрузке процессора — на уровне 90%.

  • Подменю Meter Peak Hold (Удержание пикового уровня) состоит из пунктов:
    • Off — удержание последнего пикового значения отключено;
    • Infinite — бесконечное удержание последнего пикового значения;
    • Slow — медленный сброс пикового значения;
    • Fast — быстрый сброс пикового значения.
  • Подменю Meter Response (Отклик индикатора) содержит пункты:
    • Slow — медленный, в котором удобнее оценивать средний уровень сигнала из-за сглаживания переходных процессов;
    • Med — средний режим;
    • Fast — быстрый, для отслеживания динамики сигнала.

Вернемся к регулятору громкости. Для настройки кривой регулирования, т. е. зависимости приращения громкости от величины смещения фейдера, предназначено подменю Chan Fader Taper (Плавность регулирования канального фейдера) в меню Mixer.
Рассмотрим пункты этого подменю более детально:

  • Standard Log — стандартная логарифмическая зависимость, имитирующая фейдеры физической консоли;
  • Expanded Log — расширенная зависимость, при которой в области около О дБ приращения громкости становятся минимальными, что придает большую свободу в перемещении фейдера. Наиболее комфортный режим для микширования громких сигналов;
  • Condensed Log — сжатая зависимость, при которой область около 0 дБ уплотняется до линейной зависимости, но при этом растягивается низкоуровневая область. Комфортный режим для микширования тихих сигналов;
  • Linear — линейный закон изменения громкости от смещения фейдера;
  • Custom — пользовательская настройка кривой регулирования. Это особый режим, позволяющий построить собственный закон изменения громкости.

Режим Custom требует, на наш взгляд, более детального рассмотрения. При его активизации появляется окно Е Mixer с тремя узлами .
Узел, расположенный выше уровня 0 дБ, управляет двумя зонами. Узлы, находящиеся ниже 0 дБ, управляют оставшимися тремя. Перемещая узлы, можно манипулировать пятью зонами и создавать так называемые "sweet spot" — области комфортного регулирования.
Как это делается. По умолчанию узлы находятся в точках +6 дБ, -12 дБ и -36 дБ.
Перемещая узел, мы одну область растягиваем, а другую, соответственно, сжимаем.
Сжатая зона означает большую крутизну кривой регулирования: небольшие смещения фейдера вызывают существенные изменения громкости.
Зона "sweet spot" соответствует растянутой области: большие смещения фейдера изменяют громкость менее значительно. Поэтому регулирование в зоне "sweet spot" более комфортно.
Пользовательская настройка фиксируется после закрытия окна Е Mixer.
Совет
После того как окно Е Mixer вызвано, начинать настройку можно с выбора стандартных предустановок: Standard Log, Expanded Log и т. д. При этом окно Е Mixer не нужно закрывать до окончания настройки. Удачно созданную кривую регулирования можно сохранить как настройку по умолчанию или в отдельный prf-файл.

Подводя промежуточные итоги, отметим, что мультитрековые программы других производителей не создают такой живой иллюзии аппаратного микширования, как SAWStudio.
Этот факт еще раз подтверждает, что при совершенной программе совсем не обязательно дополнять компьютер дорогостоящим цифровым микшерным пультом.
Появление столь уникального программного продукта, как SAWStudio заставляет пересматривать многие устоявшиеся стереотипы и признать, что талантливые программисты способны сломать сложившиеся у музыкантов стереотипы о "невозможности делать звук на PC".