Секция Dynamics

Секция Dynamics содержит такие традиционные эффекты, как Compressor (Компрессор) и Gate (Гейт).
Внешний вид секции Dynamics.
Помимо модулей с одноименными названиями Gate и Compressor в секции содержатся дополнительные модули Key и Gain, назначение которых мы рассмотрим по ходу изложения.
Начнем наше исследование с модуля Gate (Гейт). Гейт традиционно является пороговым шумоподавителем сигнала, основным предназначением которого всегда было подавление шумов в паузах. Однако творческое применение Gate не ограничено никакими правилами. Гейт относительно прост в работе, поэтому он содержит небольшое число элементов управления. Перечислим их.

  • Thr (Threshold) — порог срабатывания (в децибелах). Он дублируется ползунковым регулятором.
    Если уровень входного сигнала ниже этого порога, то уровень сигнала на выходе модуля Gate становится равным значению параметра Fir (Floor, Noise Floor — уровень шума). Гейт закрывается.
  • Fir (Floor) — уровень сигнала в дБ на выходе модуля Gate при его закрывании.
    Если установлено значение -inf, то гейт полностью отсекает низкоуровневые сигналы.

Примечание
Если, например, установить уровень Floor в -10 дБ, то при установке порога в 0 дБ индикатор Gain Reduction (Уровень подавления) покажет значение-10 дБ.

  • Att (Attack) — время открывания гейта или время атаки в секундах, за которое сигнал на выходе принимает свой номинальный уровень при превышении порога на входе. Этот параметр всегда настраивается экспериментально и его значение зависит от конкретного материала и задачи. Например, в случае решения задачи шумоподавления сигналов с плавной атакой лучше установить время срабатывания в диапазоне от 20 мс и больше для более "мягкого" открывания гейта. В случае обработки гейтом звуков ударных инструментов время атаки наоборот следует уменьшать для избежания неестественного звучания.
  • Rel (Release) — время закрывания (восстановления) гейта, за которое сигнал на выходе получит уровень Floor при снижении уровня сигнала на входе ниже порога. В случае решения задачи шумопонижения параметр Release должен находиться в некотором оптимальном диапазоне. Недостаточное время восстановления приводит к паразитному дрожанию сигнала на уровне порога. Чрезмерно большое время восстановления приведет к появлению "шумовых хвостов", т. е. гейт будет не успевать закрываться и отсекать шум.

Совет
Настройку параметра Release следует производить совместно с параметром Floor. Хорошие, с точки зрения сохранения естественности звучания, результаты могут быть получены при достаточно высоких значениях уровня Floor. Тогда гейт будет только лишь приглушать шум до некоторого допустимого уровня, который будет хорошо маскироваться сигналами других каналов.

  • Кнопка On — активизирует модуль Gate.
  • Кнопка Rvrs (Reverse) — переключает гейт в инверсный режим, при котором уровень Floor устанавливается при превышении сигналом порога срабатывания.

Совет
Инверсный режим Gate открывает много новых возможностей. Если, например, уровень Floor и порог установить на уровне -5 дБ, то, при превышении сигналом порога в -5 дБ его уровень ограничивается этим же значением.
Если установить время атаки и восстановления, равные Att — 0 сек и Rel — 500 мс, то эффект будет напоминать лимитер, но с необычным звучанием.
Кроме того, можно понизить уровень Floor, например, до -20 дБ, увеличить время атаки и уменьшить время восстановления. Тогда гейт станет пропускать сигналы с резкими фронтами (верхушки атак), а средний уровень поддерживать внизу со значением 20 дБ. Эту технику можно применить для получения специальных эффектов, например, при обработке drum loops, особенно, если ограничивать частотный диапазон в модуле Key в сочетании с малым временем восстановления и автоматизацией переключения прямого и инверсного режимов гейта.
Подстройку параметров Threshold и Floor можно выполнять визуально, с контролем в окнах Multitrack или SoundFile.
Пары горизонтальных линий позволяют соотносить величину настраиваемого параметра с фактической формой волны. Функционально модуль Gate зависит от настроек модуля Key, поэтому с ним тоже стоит познакомиться подробно. Модуль Key содержит четыре элемента управления .

  • Key (Ключ) — выбор канала управления эффектами Gate и Compressor. Значение Self указывает на то, что обрабатываемый сигнал является управляющим (то есть управляет эффектами собственный сигнал Input-канала). Это типичная настройка. При ней модули Gate и Compressor ведут себя традиционно.
    Выбор другого канала из списка приводит к тому, что срабатыванием гейта может управлять "чужой" сигнал.

Совет
Такая конфигурация с использованием инверсного гейта образует ducking processor или ducker. Работу этого устройства можно рассмотреть на примере сведения речи и фоновой музыки. Канал с речью должен управлять инверсным гейтом музыкального канала с пониженным уровнем Floor. Тогда при соответствующих настройках атаки и восстановления гейта появление речи будет автоматически снижать уровень музыки до значения Floor.

  • Элементы Eq Hi и Eq Lo служат для ограничения частотной полосы управляющего сигнала.
  • Кнопка Key Listen (прослушивание, контроль) дает возможность оценить правильность настроек на слух.

Модуль Compressor устроен достаточно традиционно и предназначен для сжатия динамического диапазона сигнала. Он управляется следующими элементами:

  • кнопка On — включает эффект;
  • Att (Attack) и Rel (Release) — установка времени атаки и восстановления
    компрессора;
  • Rat (Ratio) — коэффициент сжатия динамического диапазона. Значение —inf превращает компрессор в лимитер, ограничивающий сигнал на уровне порога;
  • Thr (Threshold) — уровень порога, выше которого и происходит сжатие. Дублируется ползунковым регулятором.

Как и всякий традиционный компрессор, данный модуль ослабляет сигнал выше порога (к сожалению, в нем не предусмотрена функция автокомпенсации уровня). Для ручной компенсации предусмотрен модуль Gain, где в поле управления Gn можно скомпенсировать снижение в диапазоне до 20 дБ. Ослабление уровня компрессором можно контролировать с помощью индикатора Gain Reduction.
На этом возможности модуля Compressor не исчерпываются. Можно поэкспериментировать с ограничением частотного диапазона управляющего сигнала (в режиме Sel) в модуле Key (если выделить диапазон высоких частот, то можно получить простой de-esser (подавитель звуков "с")). Кроме этого, можно переключить управление компрессором на другой канал, а также использовать компрессор совместно с гейтом.
Примечание
При совместном использовании модулей Gate и Compressor следует учитывать, что по управляющему сигналу оба эффекта подключены к модулю Key параллельно. Настройку порога компрессора можно визуально контролировать в окнах MultiTrack и SoundFile, так же, как в модуле Gate.

Конечно, рассмотренным выше модулям секции Dynamics не хватает тех преимуществ, которые есть у DirectX- и VST-plug-ins, но этот недостаток всецело компенсируется высоким быстродействием и полной автоматизацией всех параметров за исключением кнопки Key Listen и выбора управляющего канала.