Samplitude Mixer

Программа Samplitude Producer содержит заново разработанный виртуальный микшер. Нужно отметить значительное улучшение его дизайна по сравнению с предыдущими версиями. Интерфейс стал еще более близок к аппаратным аналогам.
Всеми параметрами обработки звука и маршрутизации VIP-проекта можно управлять из окна Samplitude Mixer.
Микшер традиционно состоит из канальных ячеек Channel strip и мастер-секции.
Список модулей в окне маршрутизации эффектов Effect Routing — Mixer Track полностью соответствует структуре ячейки Channel strip. Рассмотрим модули по порядку.

  • Регулятор уровня канала Gain предназначен для подстройки уровня на входе канала.
  • Секция маршрутизации AUX Bus Sends может отображать только четыре регулятора уровня посыла. Для доступа к диалоговому окну AUX Routing — Mixer Track следует нажать кнопку Edit. Щелчок правой кнопкой мыши на уровне одного регулятора открывает контекстное меню, в котором можно выбрать пункт Рге Fader, эквивалентный одноименному флажку в окне AUX Routing — Mixer Track.
  • Секция Delay — Reverb содержит модуль Echo/Delay/Reverb, присутствовавший и в предыдущих версиях Samplitude Producer. Щелчок правой кнопкой мыши на регуляторе открывает диачоговое окно настроек эффекта (это правило действительно для всех модулей обработки виртуального микшера). Секция содержит кнопку ON, пассивное состояние которой означает перевод модуля в режим обхода Bypass (такая кнопка имеется у каждого модуля обработки).
  • Секция Dyn. содержит канальный динамический процессор Compressor/Expander/Noise Gate/Limiter, также перешедший по наследству от предыдущих версий программы.
  • Секция Equalizer представляет собой четырехполосный параметрический эквалайзер с простым и ясным интерфейсом.
  • Секция Track Name в текстовом поле отображает название трека. Для AUX-треков текстовое поле имеет светло-красный фон, для Submix-треков — светло-синий. Щелчок левой кнопкой мыши в текстовом поле вызывает диалоговое окно Track Info, а щелчок правой кнопкой — контекстное меню трека.
  • Секция Panorama содержит регулятор панорамы. Щелчок правой кнопкой мыши вызывает диалоговое окно Surround Panning Module, представляющее собой Surround Panner с дополнительными настройками.
  • Кнопки SOLO и MUTE выполняют свои традиционные функции.
  • Кнопка DirX предназначена для активации и подключения DirectX-plug-ins. Щелчок правой кнопкой мыши открывает окно DirectX Plug-Ins — Track. Щелчок на кнопке DirX левой кнопкой мыши активизирует/деактивирует plug-ins.
  • Секция Volume Fader содержит регулятор громкости, индикатор уровня канала и кнопку Automation. Если кнопка Automation нажата, то все движения фейдера будут записываться как кривая автоматизации Volume, a движения регулятора панорамы как кривая автоматизации Panorama. Кроме того, при воспроизведении движения регуляторов будут анимированы.
  • Секция Track Output позволяет назначить выход трека на Submix-трек, мастер-секцию или другое аудиоустройство. Для этого достаточно выбрать в раскрывающемся списке нужный маршрут (подробнее об этом ниже).
  • Секция Track Information представляет собой кнопку с номером трека. Для обычных треков кнопка имеет желтый цвет, а для AUX- и Submix-треков — синий. Щелчок по этой кнопке вызывает окно Track Info .
  • Секция Track FX Routing также является кнопкой с названием FX. Щелчок по ней открывает доступ к маршрутизации эффектов в окне Effect Routing — Mixer Track .

В окне Samplitude Mixer можно очень быстро и удобно переназначать выходы треков. В списке маршрутов выходы обозначаются буквами:

  • красная буква М обозначает мастер-секцию Stereo Master или 5.1 Surround Master;
  • синяя буква В обозначает внутреннюю Submix-шину (Submix Bus);
  • зеленая буква О обозначает выход на другое аудиоустройство в обход мастер-секции.

Совет
При наличии многоканального оборудования появляется возможность назначения AUX-треков на другой физический выход. В этом случае AUX-шину можно будет использовать для вывода сигнала мониторного микса музыканту-исполнителю при «живой» записи или для подключения внешних устройств звуковой обработки.

На показан пример конфигурации Multi IO виртуального микшера для аудиоинтерфейса М Audio Delta R-BUS. Любой канал Samplitude Mixer может быть назначен на доступное аудиоустройство. Здесь возможна такая схема маршрутизации: распределить все основные треки проекта по трекам Submix Bus, а уже их в свою очередь назначить на физические выходы многоканального аудиоинтерфейса для дальнейшего смешивания во внешнем микшере.
Выбор устройства осуществляется в раскрывающемся списке Output.
Владельцам звуковых карт с одним выходом подойдет конфигурация Stereo Master с мастер-секцией. В ней все каналы назначаются или на Submix-шины, или непосредственно на мастер-секцию. Поэтому в такой конфигурации смешивание осуществляется только виртуально.
Маршрутизация эффектов мастер-секции
Многое перешло к мастер-секции по наследству от предыдущих версий Samplitude 2496. Но в ней есть и немало усовершенствований. Рассмотрим маршрутизацию эффектов мастер-секции.
Кнопка FX, расположенная в самом низу, вызывает диалоговое окно Effect Routing — Mixer Master .
Нужно отметить, что все окна Effect Routing программы Samplitude Producer имеют схожий интерфейс, у которого есть лишь небольшие отличия, касающиеся специфики объектов, треков и мастер-секции. Например, в окне Effect Routing — Mixer Master нельзя копировать настройки через буфер обмена, потому этот элемент интерфейса здесь отсутствует за ненадобностью (ведь мастер-секция у проекта одна).
Важная особенность шестой версии Samplitude Producer — это возможность изменения последовательности расположения модулей обработки в канале и мастер-секции. Изменить порядок эффектов в мастер-секции может потребоваться, например, при мастеринге Audio CD. Для этого в окне Effect Routing — Mixer Master оставлены соответствующие кнопки.
Если в качестве лимитера мастер-секции будет использоваться модуль Advanced Dynamics, то флажок use Advanced Dynamics for Mixer «Dyn/Limiter» должен быть отмечен. В противном случае в режиме Limiter окажется установлен старый модуль Compressor/Expander/Noise Gate/Limiter из предыдущих версий Samplitude Producer. Мы рекомендуем всегда использовать новый модуль Advanced Dynamics.
Продолжим рассмотрение мастер-секции виртуального микшера.
На цифрами отмечены модули, составляющие мастер-секцию.

  1. 1. DirectX Plug-in Chainer — модуль подключения DirectX plug-ins. Для подключения эффекта достаточно щелкнуть на любом из шести слотов. В появившемся диалоговом окне DirectX Plug Ins Master осуществляется и стандартный выбор DirectX-модулей. Модуль DirectX Plug-in Chainer соответствует элементам DirectX Plugin (Pre) и DirectX Plugin (Post) списка Effects в окне Effect Routing — Mixer Master.
  1. 2. Native Effects Section — модуль внутренних ресурсозависимых модулей Samplitude Producer. Сюда относятся Dehisser, FFT Filter, Multiband Dynamics и Advanced Dynamics. Этого набора вполне достаточно для мастеринга Audio CD. К нему можно добавить профессиональные DirectX-plug-ins, например, Waves C4.
  2. 3. EQ Section — секция параметрического мастер-эквалайзера. В отличие от канальных параметрических эквалайзеров, здесь вынесены отдельные ручки регулирования частоты.
  3. 4. Stereo Enhancer — многополосный модуль изменения ширины стереобазы. По сравнению с предыдущими версиями в этом модуле значительно улучшен дизайн.
  4. 5. Master Faders — секция мастер-фейдеров. В ней также расположены индикаторы выходного уровня, кнопка DirX для подключения и активизации DirectX-plug-ins, кнопка Normal для нормализации сигнала в реальном времени и кнопка Link для связывания фейдеров. Кнопка Mono позволяет проверить сигнал на моносовместимость.
  5. 6. Output Options — секция, в которой производятся все манипуляции с выходным сигналом. Секция содержит раскрывающийся список выходов. Для звуковой карты с одним выходом в списке будут присутствовать два значения, например, SB Audigy Audio [C400] и Inactive. Выбор пункта Inactive приведет к переназначению всех канальных выходов (минуя мастер-секцию) непосредственно на выход звуковой карты. Кнопка Mixdown вызовет диалоговое окно Trackbouncing, содержащее все необходимые опции для пересчета VIP-проекта в звуковой файл. Кнопка FX обеспечивает доступ к диалоговому окну Effect Routing — Mixer Master . И наконец, в самом низу расположены еще две кнопки: ON и Mix, объединенные общей функцией Output to file. Если кнопка ON активна, то выходной сигнал микшера в реальном времени записывается в файл в формате 32 Bit Float или в целочисленном 16-битном формате. Это зависит от того, какая установлена внутренняя разрешающая способность Samplitude Producer (об этом ниже). Кнопка Mix открывает диалоговое окно Name for recording project, где можно задать имя звукового файла и его размещение на жестком диске.
  6. 7. Input Attenuation — секция, содержащая аттенюатор для пошагового ослабления сигнала на входе звуковой карты. Аттенюатор ослабляет сигнал на выходе всех каналов, поэтому основное его предназначение — это предотвращение клиппирования в многоканальной (Multi IO) конфигурации оборудования (когда сигналы треков с большой амплитудой, назначенные на физические выходы, получают ограничение). В конфигурации с одним выходом внутренний формат 32Bit Float автоматически защищает от перегрузки. На практике это означает, что в виртуальной среде перегрузка канала компенсируется без искажений снижением уровня фейдерами мастер-секции.
  7. 8. Reset Buttons — кнопки общего сброса виртуального микшера. Mono — полная реконфигурация микшера для работы с монотреками. Stereo — полная реконфигурация микшера для работы со стереотреками. Peaks — сброс всей индикации пикового уровня. FX — сброс всех настроек собственных эффектов виртуального микшера (исключая DirectX-plug-ins).
  8. 9. Snapshots — секция сохранения моментальных снимков полной конфигурации микшера. Этой функцией удобно пользоваться для быстрого перехода между различными вариантами сведения. Секция содержит 8 слотов с кнопками и текстовыми полями. Щелчок по кнопке фиксирует состояние микшера в пустом слоте, при этом в текстовом поле появляется надпись Snap n, где n — номер слота. После двойного щелчка в текстовом поле можно ввести новое название с клавиатуры. Комбинация <Shift> + щелчок левой кнопкой мыши перезаписывает снимок. Щелчок правой кнопкой мыши очищает слот. Если слот содержит снимок, то кнопка имеет желтый цвет. Для того чтобы вернуться к ранее сохраненной конфигурации, достаточно щелкнуть по желтой кнопке левой кнопкой мыши. Дополнительные кнопки Save/Load позволяют сохранять/загружать настройки микшера в файл с расширением mix.
  9. 10. Control Group — секция формирования групп. В виртуальном микшере предусмотрена возможность связывания элементов управления в группы. Для этого нужно щелкнуть левой кнопкой мыши на каждом элементе управления (например, регуляторе панорамы) с нажатой клавишей <Ctrl>, а затем нажать кнопку Build в секции Control Group. Таким способом можно создать необходимое количество групп. Для расформирования группы нужно щелкнуть на любом ее элементе (выделить группу) и нажать кнопку Break. Кнопка FX (Mute FX) блокирует всю виртуальную обработку треков, давая возможность быстро сравнить «сухой» (dry) и обработанный сигнал.
  10. 11. Mixer Views — секция, управляющая полнотой отображения виртуального микшера. Каждая из пяти кнопок ON отвечает за определенную секцию виртуального микшера. В активном состоянии кнопки ON секция отображается. Шестая кнопка вызывает многофункциональное окно Visualization, предназначенное для индикации уровня, спектра, формы и корреляции фазы суммарного сигнала. Все эти параметры нужно контролировать при сведении и мастеринге Audio CD.
  11. 12. Mixer Templates and Setup — секция общих настроек виртуального микшера. В раскрывающемся списке Preset можно выбрать встроенный шаблон или собственный заранее созданный пресет.

Здесь нужно отметить, что алгоритмы собственных FX-модулей и виртуального смешивания Samplitude Mixer, реализованные в Samplitude Producer, отличаются высокой точностью, обеспечивая чистое и прозрачное звучание. Чаще всего качество обработки собственных FX-модулей выше качества некоторых DirectX-plug-ins.
Поэтому в большинстве случаев предпочтительнее ограничиться внутренними ресурсами Samplitude Producer, тогда высокое качество обработки гарантировано.
Вышесказанное не относится к алгоритму реверберации Samplitude Producer (эффект Echo/Delay/Reverb в режиме Reverb). Казалось бы, именно здесь может потребоваться какой-нибудь DirectX-plug-in ревербератор. Однако мощные возможности Samplitude Producer позволят обойтись без него и сэкономить ресурсы CPU на «тяжелых» алгоритмах программных ревербераторов. Для этого нужно воспользоваться эффектом Room Simulator, который при помощи алгоритма свертки с отзвуком импульса сформирует качественный и естественный сигнал реверберации. Эффект Room Simulator не работает в реальном времени. Поэтому нужно выполнить несколько подготовительных действий.
Предположим, у нас сформированы Send-маршруты на AUX-трек, где временно подключен в разрыв программный ревербератор. Задача состоит в том, чтобы преобразовать этот сигнал в объект на AUX-треке. Для этого нужно переключить Send-маршруты в состояние Рге Fader (или сформировать маршруты с объектов) и увести фейдеры всех остальных треков. Если все сделано правильно, должен прослушиваться сигнал только AUX-трека. Далее следует «обойти» (Bypass) программный ревербератор и выполнить промежуточное сведение (Track Bouncing) «сухого» сигнала на выделенную дорожку AUX-трека. Заключительной стадией этого алгоритма станет деструктивная обработка полученного объекта эффектом Room Simulator с уровнем Original в секции Mix, равным 0% и расформирование Send-маршрутов на этот AUX-трек. В результате высококачественный сигнал реверберации будет просто подмешан в проект как отдельный трек.

Примечание
Качество реверберации зависит от файла отзвука импульса, поэтому рекомендуется применять профессиональные библиотеки импульсов. Для получения специальных эффектов к файлам импульсов можно применить дополнительную обработку. Например, задействовать эффект Reverse для получения реверсивной реверберации или эффект FFT Filter /Analizer в динамическом режиме.