Режимы Solo и Mute для сложной маршрутизации

Применение групповых каналов для сложных схем маршрутизации имеет ряд особенностей, связанных с режимом Solo. Включение режима Solo на любом канале приглушает (Mute) все каналы, включая и групповые. А ведь это достаточно типичная ситуация, когда требуется прослушать отдельный трек в режиме Solo с обработкой. Для того чтобы избежать нежелательного приглушения групп, избранных для Send-маршрутизации, нужно для них применить специальный режим Solo Defeat. Переход в режим Solo Defeat осуществляется щелчком по кнопке Solo с нажатой клавишей <Alt>. Повторение этой комбинации отменяет режим Solo Defeat.
Примечание
Данный режим может применяться и для обычных аудиоканалов.

Следующая особенность, связанная с режимом Solo, следует из иерархии маршрутов. Если в примере на включить режим Solo на канале Group 05, то в режиме Solo окажутся все остальные группы.
И наоборот, включение режима Solo на любом из групповых каналов с Group 01 по Group 04 автоматически переведет в режим Solo канал Group 05. Таким образом, каналы, связанные общим маршрутом по выходу (Channel Output routing), связаны также и режимом Solo.
В примере на если смотреть от канала Group 05, то маршрут разветвляется на остальные группы.
Следовательно, правило формулируется так: "старший" канал активизирует режим Solo на всех "подчиненных" каналах. И наоборот, "подчиненный" канал "передает эстафету" (режим Solo) по иерархии вверх.
Режим Mute отличается от Solo тем, что он распространяется только по нисходящей.
"Старший" канал приглушает все "подчиненные" каналы.
Примечание
Это правило распространяется и на аудиоканалы, назначенные на группы.

Особенности маршрутизации моноаудиоканала

Многие источники сигнала имеют один канал, например, микрофон. Поэтому далеко не во всех случаях целесообразно записывать стереотреки. Если для входного сигнала не применяется специальная стереообработка внешним процессором эффектов, то имеет смысл задействовать один канал. Однако результат обработки моноканала Insert-эффектами plug-ins также остается моно. Для преодоления этой проблемы нужно использовать групповые каналы. Моноаудиоканал нужно назначить на групповой канал, в котором и применить стереообработку.
Использование Send-маршрутизации также имеет свои особенности. В случае посыла на эффекты панели VST Send Effects, например, на ревербератор, выходной сигнал реверберации будет уже стереофоническим (при соответствующих настройках подключаемого модуля).
Send-маршрутизация с использованием групп выглядит несколько сложнее.
Аудиоканал через один слот секции Sends может быть связан с группой либо как левый канал, либо как правый, что обозначается названием группы с буквой R.
Интерфейс эквалайзера
Отдельным компонентом окна VST Channel Settings является параметрический графический эквалайзер .
Интерфейс этого эквалайзера построен таким образом, что на построение АЧХ требуется максимум четыре щелчка мышью. Дисплей (curve display), отображающий форму АЧХ, является активным. Если эквалайзер находится в исходном состоянии, например, после нажатия на кнопку Reset, то на дисплее отображается прямая линия.
На оси X расположен весь звуковой частотный диапазон от 20 Гц до 20 кГц. По оси Y отложены децибелы. Глубина регулирования эквалайзера ±24 дБ.
Построение АЧХ выполняется щелчком мыши в точке с координатами X,Y. Так как эквалайзер имеет четыре полосы, то в зависимости от координаты X будет создаваться соответствующая точка с номером от 1 до 4. Как только все точки созданы, дальнейшее изменение АЧХ можно выполнять либо с помощью операции drag&drop, либо с помощью ручек эквалайзера. Для повторения процесса создания точек нужно нажать кнопку Reset.
Примечание
Точки можно создавать и в "аномальном" расположении, например, друг под другом. Только номер первой созданной точки соответствует секции эквалайзера по координате X.

Все полосы эквалайзера — Lo, Low Mid, Hi Mid и Hi — представлены вертикальными секциями, каждая из которых состоит из кнопки On, активизирующей обработку в частотной полосе, и ручек Gain/Frequency (уровень/частота) и Q (добротность, острота кривой АЧХ-фильтра).
Наличие сдвоенной ручки Gain/Frequency объясняется скорее требованиями дизайна программы, чем удобством регулирования. Поэтому для изменения параметров эквалайзера удобней пользоваться следующим приемом.

  1. 1. Нажать и удерживать клавишу <Alt>.
  2. 2. Щелкнуть в одном из полей: Gain, Frequency или Q, при этом должен появиться виртуальный слайдер .
  3. 3. Выполнить регулирование движением мыши вверх или вниз.
  4.  

Этим приемом регулирования удобно пользоваться при "живой" записи автоматизации. Например, при формировании специального эффекта с помощью перестраиваемого по частоте полосового фильтра.
Совет
Повысить точность регулирования можно, если смещать слайдер с нажатой клавишей <Shift>.

Регулирование посредством перетаскивания точек АЧХ на дисплее тоже имеет свои особенности. Обычное перетаскивание точек затрагивает сразу два параметра: уровень Gain и частоту Frequency. Однако достаточно часто возникает задача модификации только одного параметра. Достигается это так:

  • перетаскивание с нажатой клавишей <Ctrl> блокирует все параметры, кроме уровня Gain;
  • клавиша <Alt> оставляет для регулирования только частоту;
  • клавиша <Shift> блокирует все параметры, кроме добротности.

Таким образом, нажав любую из этих клавиш, можно работать с АЧХ как бы "в разрезе", только по одному параметру. При необходимости можно с клавиатуры ввести точные значения в поля Gain, Frequency и Q.
Секции Low Mid и Hi Mid представляют собой полосовые фильтры, перестраиваемые по частоте и добротности. И в зависимости от уровня Gain, фильтр либо выделяет, либо подавляет полосу. Секции Lo и Hi устроены иначе. В зависимости от положения регулятора Q они могут работать как три разных типа фильтра.

  • Числовая индикация добротности означает, что секция Lo или Hi работает в режиме полосового фильтра.
  • Low S. — Low Shelving-фильтр для секции Lo и High S. — High Shelving-фильтр для секции Hi.
  • High P. — High-Pass-фильтр (ФВЧ) для секции Lo и Low P. — Low-Pass-фильтр (ФНЧ) для секции Hi.

Настройки эквалайзера могут быть сохранены кнопкой Store в секции Presets. Пресет сохраняется под типовым именем Preset N, где N — номер пресета. Для переименования нужно щелкнуть левой кнопкой мыши на названии пресета, ввести новое с клавиатуры и завершить процесс нажатием клавиши <Enter>.