Применение квантизации

В самом общем смысле суть квантизации состоит в привязке начальных моментов MIDI-сообщений и/или их протяженности во времени к выбранной дискретной сетке. Перечислим наиболее распространенные задачи квантизации.
1. Выравнивание неточно сыгранной последовательности нот по заданным долям такта.
2. Преобразование ритмической структуры обрабатываемой партии в соответствии с образцовой партией.
3. Внесение небольших "случайных" отклонений моментов взятия нот и их длительностей от идеально равномерной тактовой сетки. Такая обработка имитирует игру исполнителя-человека и позволяет избавиться от впечатления навязчивой механистичности в звучании партий, созданных с помощью MIDI-секвенсора.
В Cubase SX предусмотрено много различных алгоритмов квантизации. Перед тем как перейти к их анализу, рассмотрим команду Quantize Setup, которой открывается диалоговое окно Quantize Setup, предназначенное для выбора параметров квантизации.
Выбор параметров квантизации
Итак, откроем диалоговое окно Quantize Setup и рассмотрим его содержание.
В средней части окна расположено поле (Grid Display), в котором (в пределах одного такта) наглядно отображается сетка квантизации и те изменения, которые происходят с ней при выборе различных значений параметров и алгоритмов квантизации.
В верхней части окна находится группа Grid Quantize, элементы которой предназначены для установки сетки квантизации — положения на оси времени тех точек, к которым в результате квантизации будут привязываться сообщения. В группу входят:
1. Раскрывающийся список Grid, в котором выбирают основной шаг квантизации в пределах от целой до стодвадцатьвосьмой длительности.
2. Раскрывающийся список Туре, предназначенный для перехода:

  •  к пунктирной длительности (Dotted — удлинение шага квантизации на половину основной длительности, в нотной записи такие длительности обозначаются как "нота с точкой");
  •  к длительности, позволяющей образовывать триоли (Triplet — деление основной длительности не на две части, а на три).

Еще большую гибкость в вопросе выбора шага квантизации даст вам поле ввода Tuplet. С его помощью такт и основные доли такта можно разделить на любое количество частей. Это позволяет формировать любые триолеобразные ритмические фигуры, базирующиеся на квинтолях , секстолях, септолях и т. д.
С помощью слайдера Swing можно сместить каждый второй узел сетки квантизации относительно его обычного положения . При воспроизведении квантизированной таким образом музыки действительно возникает ощущение свинга.
Слайдер Magnetic Area позволяет определить в окрестностях узлов сетки квантизации размер тех областей , в пределах которых квантизация будет оказывать влияние на ноты ("притягивать" их к узлам). Ноты, находящиеся вне Magnetic Area, могут быть не затронуты квантизацией. Это также служит разрушению ощущения монотонности в образе идеально ровной MIDI-музыки. Область захвата отображается на поле Grid Display в виде голубых прямоугольников, длина каждого из которых пропорциональна значению Magnetic Area.
А вот в поле Non Quantize можно ввести в тиках ширину области, в пределах которой квантизация, наоборот, не будет оказывать влияния на ноты. Это, с одной стороны, позволит сохранить небольшие отклонения от равномерной игры, которые как раз и являются одним из признаков стиля музыканта-профессионала, а с другой стороны, позволит устранять грубые исполнительские ошибки. Напомним, что в Cubase SX на четвертную длительность приходится 120 тиков.
Если в поле Random Quantize ввести ненулевое значение (в тиках), то сообщения будут квантизироваться к случайным позициям в пределах указанного "расстояния" от сетки квантизации.
В поле Iterative Strength в процентах вводится параметр, определяющий область действия алгоритма квантизации, который приводится в действие командой MIDI > Iterative Quantize (ее мы охарактеризуем чуть позже).
Обращаем ваше внимание на то, что любые изменения сетки квантизации, выполненные в диалоговом окне Quantize Setup, немедленно находят отражение в окне Key Editor: изменяется "густота" вертикальных линий сетки в правой секции. Кроме того, изменение параметров Grid, Type и Tuplet мгновенно отображается также в поле Quantize, имеющемся в окнах Key Editor и List Editor. А вот для того чтобы применить установленную квантизацию к MlDI-сообщениям, записанным на треке в выделенной части, нужно нажать кнопку Apply.
Суть различных алгоритмов квантизации
После того как вы выбрали параметры квантизации, можно применять ее на практике. Доступ к соответствующим командам осуществляется либо из контекстного меню, либо из меню MIDI.
Непосредственно в меню MIDI (или в подменю MIDI контекстного меню) имеются 2 команды квантизации:

  •  Over Quantize — произвести полную квантизацию моментов наступления событий в соответствии с сеткой квантизации, выбранной в раскрывающемся списке Quantize окна Key Editor;
  •  Iterative Quantize — выполнить итеративную (приближенную) квантизацию, при которой начальные моменты событий переместятся не точно в узлы сетки квантизации, а в некоторую их окрестность, ширина которой определяется значением параметра Iterative Strength (выбирается в окне диалога Quantize Setup).

Кроме того, в подменю Advanced Quantize содержатся 4 дополнительные команды, относящиеся к квантизации. Рассмотрим суть каждой из них.
1. Quantize Lengths — выполнять квантизацию только продолжительности событий, не затрагивая их начальные моменты. Команда доступна только при открытых окнах редакторов Key Editor или List Editor.
2. Quantize Ends — выполнять квантизацию только моментов окончания событий.
3. Undo Quantize — отменить ранее выполненную квантизацию. Данная команда в отличие от отмен, которые выполняются командой Edit > Undo, оказывает влияние только на операции квантизации, не затрагивая другие разновидности редактирования. Вместе с тем, применение Undo Quantize отображается в предыстории редактирования окна Edit History.
4. Freeze Quantize — стереть из предыстории квантизации информацию о первоначальных положениях и протяженности событий. После применения данной команды к выделенным сообщениям их текущие положения и длительности программа будет считать исходными. Если ранее квантизация не выполнялась, то команда не окажет никакого влияния. Если квантизация имела место, то после применения команды MIDI > Advanced Quantize > Freeze Quantize не будет действовать команда MIDI > Advanced Quantize > Undo Quantize. Однако и в последнем случае отменить квантизацию все-таки можно. Для этого следует воспользоваться командой Edit > Undo.
Обилие алгоритмов квантизации — это то, чем всегда гордились поклонники музыкальных редакторов, в именах которых имеется слово "Cubase". Суть этих алгоритмов за долгие годы не претерпела значительных изменений. Поэтому при желании вы сможете найти их подробное описание в книгах, посвященных ранним версиям программы Cubase. Мы же на этом завершаем тему квантизации.
В заключение хочется обратить ваше внимание только на одно обстоятельство. Квантизацию можно отнести к тем средствам программы, которые позволяют в автоматическом режиме выполнять одновременную обработку большого количества сообщений в соответствии с заданным алгоритмом. Это может помогать в работе, но только в том случае, когда вы хорошо представляете себе, что получится в ее результате при различных начальных условиях. Поэтому советуем вам вводить в свою практику различные приемы квантизации постепенно, после того, как на понятных вам примерах вы испытаете их в действии.