Применение эффектов параллельного действия в многоканальных проектах

Можно выделить два комплекса проблем: 

  •  дефицит многоканальных плагинов;
  •  многоканальные плагины можно подключать только к мастер-секции микшера;

Обработка многоканального звука — дело тонкое. Сохранить пространственную панораму при мастеринге многоканального звука можно только при использовании специализированных многоканальных плагинов. А их на момент написания данной книги можно пересчитать по пальцам. Кроме того, большинство из существующих многоканальных VST-плагинов не работает с Cubase SX, а работает только с другим продуктом фирмы Steinberg — Nuendo. Мы не сомневаемся, что в скором времени появится огромное количество многоканальных плагинов. Но в описываемой в данной книге версии Cubase SX их применение будет ограничено лишь мастер-секцией микшера. Почему это плохо? Рассмотрим проблему на примере эффекта реверберации. В принципе, можно подключить эффект реверберации к мастер-секции. На протяжении всей композиции у слушателя будет создаваться впечатление того, что он находится в помещении, характеристики которого определяются параметрами реверберации. В отдельных случаях это приемлемо, но в общем случае — нет. Ведь не зря же не принято подключать эффект реверберации к мастер-секции микшера при работе в формате стерео! Это очень ограничивает возможности звукорежиссера при формировании акустического пространства композиции. В разных частях композиции могут использоваться разные типы реверберации — слушатель переносится из одного окружения в другое, испытывает при этом какие-то эмоции. Кроме того, для разных партий может и должна использоваться разная глубина реверберации. Ведь с помощью нее можно передать расстояние от слушателя до кажущегося источника звука. Всего этого вы лишаетесь при подключении эффекта реверберации к мастер-модулю.
Как с этим бороться? На данном этапе можно применять обычные стереофонические эффекты. Рассмотрим способы применения стереофонической реверберации в многоканальном проекте. Но предварительно полезно освежить в памяти схему.
Способ 1. Подключаем плагин реверберации к одному из слотов окна VST Sends Effects. В настройках эффекта задаем параметры Dry = 0/Wet = 100%. В качестве выходной шины (куда будет подаваться обработанный сигнал) можно выбрать многоканальную шину Master или одну из двухканальных выходных шин .
При выводе обработанного сигнала на шину Master реально он будет попадать только на два первых канала шины — на левый и правый фронтальные. При выводе обработанного стереофонической реверберацией сигнала на другие шины он окажется или в левом и правом тыловых каналах или в центральном и LFE-каналах. Последний случай вообще является недопустимым. Предыдущие два случая можно отнести к категории "наивного surround". В свое время, когда только появился формат стерео, применялись такие способы панорамирования, при котором сигналы различных инструментов и вокала присутствовали только в одном из двух каналов. Например, гитара — в левом канале, вокал — в правом. Эмоциональный эффек тот такого панорамирования яркий, но звучание неестественное. Такой подход к панорамированию позже получил название "наивное стерео". По аналогии с "наивным стерео" самое время ввести понятие "наивного surround". Что же такое "наивный surround" в данном случае? Например, это когда реверберация присутствует только в двух каналах многоканальной системы. Безусловно, у слушателя будет яркое впечатление от того, что, например, вокал он слышит из центрального канала, а его реверберацию — из тыловых каналов. В некоторых случаях это приемлемо, но не всегда.

Способ 2. Подключаем плагин реверберации к модулю группового трека в режиме вставки. В настройках эффекта задаем параметры Dry = 0, Wet = 100%. В качестве выходного порта модуля выбираем SurroundPan. Размещаем источники, соответствующие левому и правому каналам реверберации так, чтобы их сигналы присутствовали в нескольких каналах многоканальной системы. Теперь можно осуществлять посыл сигналов на модуль группового трека с других модулей. Уровень посылаемого сигнала будет соответствовать глубине эффекта.
Такой подход позволяет понизить степень "наивности" звучания стереофонической реверберации в системе 5.1. Однако от ощущения плоскости реверберации избавиться не удастся. Как не круги, но она остается стереофонической.