Практические приемы сведения в SAWStudio

Обозначим некоторые важные моменты сведения в SAWStudio, на которые начинающим компьютерным музыкантам стоит обратить внимание.
Для начала следует позаботиться о качественном акустическом контроле. Это крайне важный момент. Нельзя художнику, создающему картину, смотреть на нее все время через грязное стекло.
Примечание
Инженерные представления об измерении звучания музыки только лишь с помощью анализаторов спектра, осциллографов и прочих приборов недопустимы, т. к. сведение — это еще и область психоакустики и искусства. Единственным и лучшим измерительным прибором является человеческое ухо.

Колонки музыкального центра могут быть только дополнительными средствами контроля. На них нельзя услышать большинство нюансов и дефектов. Нужно понимать, что экономия на студийных мониторах может полностью перечеркнуть смысл работы со звуком.
Примечание
Для начинающих можно посоветовать наушники-мониторы, например AKG К141 Monitor. Этот совет не относится к использованию их напрямую с дешевыми микшерными пультами. Поэтому лучше подключать выход звуковой карты непосредственно к линейному входу музыкального центра или усилителя, а AKG К141 Monitor в выход для наушников. При этом на музыкальном центре должны быть отключены (или установлены в линию) всевозможные эквалайзеры, T-Bass, X-Bass и т. д. А на усилителе должны быть отключены (или установлены в линию) регуляторы тембра и отключена тон-компенсация (которая при понижении громкости повышает уровень низкочастотных составляющих).

Перед началом сведения можно "потренировать ухо" — недолгое время послушать фирменный AUDIO CD хорошего качества с музыкой этого или близкого направления на том уровне громкости, который позволит различать все нюансы сведения.
Нужно учитывать некоторые моменты. Во-первых, AUDIO CD звучит, как правило, громче из-за звуковой обработки, примененной к нему в стадии премастеринга. Во-вторых, звуковое давление громкостью более чем 80 дБ SPL (sound pressure level) в течение 30—40 мин может вызвать утомление слуха, что сделает дальнейшее качественное сведение без восстановительного перерыва невозможным.
Если для мониторинга используется 16-битная звуковая карта, то может потребоваться дизеринг (сглаживание полутонов). Это связано с тем, что SAWStudio работает на более высоком внутреннем разрешении. Решение о его включении принимается на слух. При ощущении, что звук "острый", "железный" или "цифровой", дизеринг следует включить.
Дизеринг мультитрека включается выбором команды MultiTrack | Dither | On-Type1. Некоторые звуковые карты используют внутренний дизеринг, который выполняется аппаратно или программно на уровне драйвера.
Не рекомендуется приступать к сведению непосредственно после записи, т. к. утомленный слух способен значительно снизить конечный результат. Поэтому следует сделать перерыв, размер которого определяется индивидуальными психофизиологическими особенностями.
Нужно помнить, что при сведении идет работа с конкретным материалом, а не с какой-то абстрактной музыкой, подчиняющейся общемировым правилам. Поэтому в реальной жизни сведение — это еще и искусство компромисса. Профессионалы рекомендуют избавиться от предвзятых представлений о том, как должен звучать микс, и начать работать с тем, что есть в действительности. Ненужно стараться достать из вашего проекта то, что в него не заложено. Необходимо выявить его особенности и на них выстроить концепцию звучания, подчиненную главной музыкальной идее.
Сведение — это работа с готовым материалом. Но иногда именно при сведении обнаруживаются ошибки, допущенные на предыдущих этапах (фальшивые ноты, несоответствие отдельной партии общей идее произведения и т. п.). Поэтому нужно быть готовым к тому, что может потребоваться "хирургическое вмешательство" или перезапись плохих треков. Если для достижения результата жертвы оправданны, то на них нужно идти.
Сведение — своеобразное погружение в глубины звука. Это процесс длительный и не терпящий прерываний. Поэтому предварительно следует позаботиться о своей "безопасности" — исключить все факторы, способные рывком поднять вас на поверхность (например, заблокировать телефон и т. п.)
Как правило, оценка микса в начале сведения более объективна (так как слух еще не притупился). Если вы работаете на протяжении 2—3 часов, то слуховая усталость может трансформироваться в неосознанное раздражение, которое проявляется в навязчивом желании изменить все. В этом случае лучше сохранить прежний вариант как отдельный EDL-файл. Скорее всего, через день-два именно он покажется вам наиболее удачным.
Теперь о критериях качества записанной фонограммы. Специалисты уделяют особое внимание некоторым ее критериям.
"Пространственность формирует ощущение расстояния до инструмента или группы инструментов. Хорошо, если расстояние до исполнителей в записи кажется естественным и легко определимым. На пространственность в записи оказывают влияние ранние отражения сигнала и реверберация, ее время и уровень.
<…> Следующий параметр, по которому оценивается звукозапись, — это прозрачность. Под прозрачностью подразумевается ясность передачи музыкальной фактуры, различимость линий партитуры.
<…> Прозрачность — один из наиболее различимых слушателем параметров звучания. Однако ясность и прозрачность записи может требоваться не всегда в силу определенных жанровых особенностей. Например, при записи хора необходимо избежать различимости голосов отдельных хористов в партиях". (П. Кондрашин, ст. "Типичные ошибки звукорежиссеров при записи и сведении фонограмм", "Звукорежиссер", 1999, № 2, http://www.625-net.ru/arch.htm.)
Остановимся на очень важном вопросе: насколько ясным должно быть звучание. Здесь бытует ошибочная точка зрения: чем выше разборчивость партий, тем лучше фонограмма.
Проведем стилевую параллель между звуковым полотном и художественным. Графика и живопись обладают разными выразительными средствами: четкость линии в одном случае также неприменима, как и размытость контуров в другом.
Аналогичная ситуация и в музыке. Здесь также произведения разных направлений отличаются по набору выразительных средств.
Но нужно помнить, что отражение окружающего мира в музыке и живописи имеет свои законы, основанные на восприятии мира человеком. Один из них — разделение объекта и фона. Поэтому приемы, призванные подчеркнуть, выделить главное, не должны использоваться повсеместно. Это в равной мере относится к "четкости прослушивания" всех партий. Ненужно путать главное с второстепенным: идею и ее обрамление, соло и аккомпанемент, объект и фон и т. п.
Известный эксперт в области звуковой аппаратуры Анатолий Лихницкий пишет по этому поводу следующее: "И все-таки ясность звучания может оказаться чрезмерной. ‘Гипертрофированная’ ясность ощущается слушателями, например, как избыточность звуковых деталей. Эти детали отвлекают внимание от музыки, и в результате связь между элементами музыки в восприятии слушателей разрывается. Поразмыслив над этим, я предлагаю вместо информационного эталона ясности использовать эталон, соотносимый со шкалой эстетической оценки. Таким эталоном может быть баланс (соотношение) между разделенностью следующих друг за другом звуков и их связанностью". (А. Лихницкий. Качество звучания. Новый подход к тестированию аудиоаппаратуры. — СПб.: "ПиК", 1998.)
Основной инструмент размывания — "сглаживания" избыточных деталей — это ревербератор. Им следует пользоваться осторожно, т. к. легко получить неестественное звучание. Но если реверберация — художественный прием, воплощение музыкальной идеи, то запретов нет.
Еще один важный критерий качества, который должны учитывать даже начинающие компьютерные музыканты — это музыкальный баланс. Музыкальный баланс — это соотношение между партиями аранжировки.
"Музыкальный баланс должен исходить из партитуры, соответствовать замыслу композитора или дирижера и сохраняться при всех нюансах от рр до ff.
<…> Хороший баланс в записи создать не так трудно.
<…> Есть ряд объективных причин плохого баланса. Во-первых, недостаточная музыкальная культура и развитость вкуса звукорежиссера. Он часто не понимает степени важности той или иной партии. Ему кажется, что все сыгранное музыкантами должно звучать одинаково громко. Запись становится "плоской", грохочущей. Этот тип баланса мы называем ‘инженерным сведением’". (П. Кондрашин, ст. "Типичные ошибки звукорежиссеров при записи и сведении фонограмм", "Звукорежиссер", № 2, 1999, http://www.625-net.ru/arch.htm.)
Именно описанным "инженерным сведением" страдают миксы начинающих компьютерных музыкантов.
Для преодоления ошибок начального этапа требуется развитие профессионализма, которое невозможно без тренировки звуковой наблюдательности, прослушивания и анализа эталонных AUDIO CD, посещения концертов симфонической музыки, — т. е. повышения общей музыкальной культуры. Для компьютерных музыкантов добавляется еще и грамотное использование виртуальных технологий.
Конечная цель сведения — это ни что иное, как распознавание художественного замысла произведения, затем бережное преобразование его и фиксирование результата на новом звуковом полотне.
Поэтому компьютерному музыканту обязательно нужно уметь оперировать со звуковыми образами, распознавать их и расставлять согласно "иерархии замысла".
Работая над сведением в программе SAWStudio, лучше начинать с удаления остатков чернового материала. А именно, подрезать объекты — отсечь на них пустые места, удалить те регионы, в которых содержатся помехи, шумы.
Затем следует распределить треки по группам, воспользовавшись для этого виртуальной маршрутизацией.
Далее нужно уделить внимание балансу звучания инструментов. Здесь есть разные подходы. Об одном из них пишет в своей статье С. Кругликова: "Другой вариант — отстроить баланс основных гармонических инструментов, вокала, сольные партии — и всех их выключить. Затем отдельно отстроить барабаны с басом, чтобы хорошо звучали сами по себе, и снова включить уже отстроенные инструменты, и лишь затем постепенно подмешивать к ним барабаны с басом. Этот подход не столь распространен, но о нем стоит говорить хотя бы потому, что им пользуются в разных странах наиболее известные звукорежиссеры и продюсеры: англичанин Алан Парсонс (Alan Parsons), известный как работами над собственным проектом, так и легендарным альбомом группы Pink Floyd ‘Dark Side of the Moon’; американец Мэт Уоллес (Matt Wallace, альбом группы Faith ‘No More The Real Thing’), француз Режи Раван (Regis Ravant, проект Mr. Magoo ‘Mon petit chou’)". (С. Кругликова, ст. "Сведение как творческий процесс. Часть 1. Частотная и динамическая обработка", "Звукорежиссер", № 7, http://www.625-net.ru/arch.htm.)
В рассматриваемой далее конфигурации с одним мастер-каналом и 23 группами ничто не мешает использовать подход Алана Парсонса в SAWStudio в полной мере. Кроме того, шесть Return-каналов также могут быть распределены по группам в различных вариациях. Следовательно, в подготовке к сведению можно выделить отдельный этап — конфигурирование виртуальной консоли.
Совет
Те конфигурации виртуальной консоли, которые вами часто используются, удобнее сохранять в файлы шаблонов mxt.

Основная идея — подготовить к сведению виртуальную студию таким образом, чтобы ее архитектура соответствовала целям и задачам проекта.