Подключение VST-плагинов

Напомним, что в режиме вставки (Insert) целесообразно подключать те эффекты, параметры которых должны подбираться индивидуально для разных модулей микшера. К таковым в частности относится динамическая обработка. В режиме посыла (Send) целесообразно использовать те эффекты, которыми предполагается обрабатывать сигналы нескольких треков, причем в общем миксе должны присутствовать как исходные сигналы, так и обработанные эффектом.
Например, эффект реверберации должен быть общим если не для всего проекта, то для какой-то группы треков уж точно. Было бы странно и неестественно, если бы однотипные источники звука, расположенные неподалеку, звучали одновременно с разной реверберацией. Ведь они, вроде бы, находятся в одном помещении, пусть и виртуальном. Одно помещение — одна реверберация. Используя один эффект реверберации, подключенный в один из слотов VST Send Effects для нескольких модулей, вы автоматически получаете совместимость разных источников звука по характеру реверберации. А за счет того, что для обработки сигналов разных модулей используется один и тот же экземпляр плагина (в данном случае реверберации), вы экономите системные ресурсы.
Ну а теперь поговорим о подводных камнях. В мы обращали ваше внимание на то, что при подключении эффекта в режиме Send регулировка Dry/Wet должна быть установлена в положение Dry = 0, Wet = 100%: обработанный сигнал должен полностью заменять исходный. 
Нужно это в первую очередь для того, чтобы избежать неприятных последствий, вызванных задержкой, которая может возникать не только в программных плагинах, но и в эффектах, реализованных аппаратно. Эту задержку (delay) не стоит путать задержкой реакции Cubase SX на действия пользователя (latency), которая обусловлена необходимостью буферизации звуковых данных при операциях их ввода/вывода. А последствия могут быть такими: сигнал, проходящий обработку, задерживается (пусть даже на несколько звуковых отсчетов), затем возвращается на шину Master или BUS, где смешивается с незадержанным исходным сигналом. Если параметр Dry * 0, то получится, что необработанный сигнал смешивается со своей же копией, но задержанной во времени. Звучит это не очень приятно. Однако не так страшен черт, как его малюют. Задержка возникает далеко не во всех эффектах, а только в тех, которые выполняют анализ входного сигнала перед его обработкой. В основном, это относится к некоторым плагинам и устройствам, выполняющим динамическую обработку. А такую обработку как раз следует применять в режиме вставки, и поэтому параметр Dry должен быть равен 0 (исходный сигнал полностью заменяется обработанным). В этом случае задержка не страшна: сигнал немного задерживается, но не смешивается со своей незадержанной копией.
Получение информации о плагинах
Как же узнать, работает ли устройство с задержкой или нет? Командой главного меню Devices > Plug-in Information откройте диалоговое окно Plug-in Information.

В данном окне имеется три вкладки: 

  •  VST Plug-ins — информация о VST-плагинах; 
  •  DirectX Plug-ins — информация о DX-плагинах; 
  •  MIDI Plug-ins — информация о MIDI-плагинах.

Наиболее полными являются сведения о VST-плагинах. Здесь присутствует таблица, состоящая из следующих граф:

  •  левая безымянная графа содержит атрибуты отключения плагинов: если снять галочку, соответствующий плагин будет недоступен из проекта;
  •  вторая безымянная графа слева — количество загруженных в память экземпляров плагина;
  •  Name — название плагина;
  •  Nb I/O — количество входных и выходных каналов модуля;
  •  Category — категория, к которой относится плагин;
  •  Vendor — фирма-производитель;
  •  VST Version — версия API VST, на работу с которым рассчитан модуль. Например, если модуль рассчитан на VST 2.0, то он будет работать и с VST 2.2, однако при этом не будет использовать преимущества более новой версии VST;
  •  Delay (sample) — та самая задержка, наличие которой нас сейчас интересует. Задержка задается в звуковых отсчетах,
  •  Nb Params — количество параметров плагина, доступных для пользователя;
  •  Nb Programs — количество пресетов;
  •  Modified — дата последней модификации плагина;
  •  Folder — путь к файлу плагина.

В поле Shared VST Plug-ins Folder отображается путь к папке VST-плагинов, общей для всех приложений, использующих их. Нажав кнопку Choose, вы можете выбрать другую папку общих плагинов, а кнопкой Update — обновить таблицу с информацией о доступных плагинах.
Итак, далеко не у каждого эффекта значение Delay отлично от 0. Если же Delay > 0, то этот факт следует учитывать.
С применением эффектов и обработок не возникает никаких проблем, если вы работаете в формате стерео. Проблемы возникают при работе в многоканальных форматах.