Подключение плагинов к мастер-секции микшера

Слоты мастер-секции микшера используются для подключения плагинов, применяемых на стадии мастеринга. В настоящий момент существует множество высококачественных плагинов, позволяющих реализовывать цифровой мастеринг в пределах виртуальной студии Cubase SX. Так обстоят дела с плагинами, работающими в формате стерео. Что касается многоканальных плагинов, то с ними дела обстоят ровным счетом так, как мы уже говорили — они в дефиците. В поставку Cubase SX входит лишь один многоканальный плагин Mix6to2. По своей сути данный плагин является всего лишь микшером, вся задача которого сводится к сведению шестиканального звука в стереопару. Причем здесь не используется никакого матричного кодирования, и звука в формате Dolby ® Pro Logic на выходе данного эффекта не получится. Тем не менее, вы можете подключать к мастер-секции микшера плагины с любым количеством каналов, в том числе и стереофонических. И мы формально обязаны сообщить вам о том, как это делается. 
После подключения стереофонического плагина к многоканальной шине Master по умолчанию осуществляется обработка первых двух каналов шины. В окне VST Master Effects (команда главного меню Devices > VST Master Effects или клавиша <F7>), в левой части того слота, к которому подключен плагин, станет доступным специальное поле. На это поле наведен курсор мыши. В поле отображаются маршруты сигналов, проходящих по каналам шины Master. Щелчком на данном поле открывается окно Patch Editor . Узкий прямоугольник, расположенный горизонтально, символизирует плагин. Сверху вниз по разным каналам шины Master следуют сигналы. На каналы обозначены как L, R, Ls, Rs, С, LFE, что соответствует формату 5.1. Сигналы первых двух каналов L и R обрабатываются плагином (входят в прямоугольник и выходят из него). Сигналы остальных четырех каналов обходят прямоугольник стороной. Допустим, вы хотите подвергнуть обработке плагином сигнал канала С. "Схватите" мышью символ, обозначающий выход плагина, и тащите его к линии, символизирующей канал С. Потом схватитесь за символ, обозначающий вход плагина, и тоже перетаскивайте его к каналу С.
В результате описанных действий плагином будут обрабатываться сигналы каналов L и С. Аналогичным образом осуществляется коммутация входов/выходов многоканальных плагинов. Вся разница в том, что у многоканальных плагинов может быть больше входов и/или выходов, чем 2.
 Единственное, что в январе 2003 года, когда пишутся эти строки, осталось добавить ко всему вышесказанному: мы с нетерпением ждем выхода новых версий Cubase SX с расширенной поддержкой многоканальных эффектов и новых многоканальных плагинов хороших и разных.
Подробно о работе с MIDI

В этой мы подробно рассмотрим все средства редактирования MIDI-сообщений, имеющиеся в Cubase SX. А их очень даже не мало. Как известно, в программу Cubase SX по наследству перешли лучшие находки, зарекомендовавшие себя в ее более ранних версиях. История развития и совершенствования продуктов, в имени которых присутствует слово "Cubase", началась с программного MIDI-секвенсора. Звук, аудиоэффекты и виртуальные инструменты появились в Cubase позже. Не удивительно, что MID1-составляющая программы доведена ее разработчиками до состояния, близкого к совершенству. В программе представлены все ставшие классическими способы численного и графического редактирования MIDI-данных, все мыслимые функции их обработки, масса интересных MIDI-эффектов.
Нам кажется уместным сказать здесь о том, что некоторые компьютерные музыканты не совсем верно понимают роль MIDI в работе над музыкальными композициями. Слово "MIDI" рядом со словом "музыка" часто употребляется в негативном и даже в ругательном смысле. Такие пользователи утверждают примерно следующее: "Музыка, записанная "вживую" с микрофона, в том числе с помощью программы-звукового редактора, — это высший класс. Музыка, полученная на основе добротных сэмплов, лупов и грувов все в том же звуковом редакторе, — это нормально. Музыка, исполняемая синтезатором звуковой карты под управлением MIDI-секвенсора, — примитив". Это неверно, прежде всего потому, что MIDI — всего лишь основа технологии записи, редактирования и воспроизведения команд, управляющих синтезатором. Качество звука определяется не секвенсором, а синтезатором. Да и качество самой музыки зависит не столько от MIDI-секвенсора, сколько от умения музыканта использовать его возможности. Ругать секвенсор так же бессмысленно, как и, например, сетовать, что песня не удалась, так как ее ноты вы записывали не гусиным пером, а шариковой ручкой. Справедливости ради скажем, что еще несколько лет назад действительно были основания критиковать компьютерную MIDI-музыку. Слишком велик был разрыв в качестве синтеза звуков мультимедийными картами и дорогими профессиональными музыкальными синтезаторами (хотя и те и другие управлялись и управляются по MIDI). Однако сейчас наступила эпоха бурного развития виртуальных синтезаторов, которые под управлением MIDI-секвенсора формируют звук, не уступающий по своим свойствам тому, что создается лучшими образцами реальных инструментов. Поэтому музыкант, недооценивающий MIDI, обречен на неудачу. Пожалуй, можно считать, что MIDI ныне переживает второе рождение. Конечно, рамки стандарта, созданного почти четверть века назад, стали тесноватыми. Это ведет к тому, что MIDI-технология развивается. Кроме того, зарождаются более совершенные технологии управления музыкальными инструментами и студийным оборудованием, в основе которых, однако, все равно лежат принципы, апробированные в MIDI.
Итак, приступим к изучению тех возможностей записи и редактирования MIDI-сообщений, которые таятся в Cubase SX.
И начнем с того, что подготовим программу к работе с MIDI-данными, причем сделаем это более тщательно и детально, чем при подготовке к выполнению элементарных операций на начальном уровне.