Озвучивание

О монтаже звука речь уже велась в разделе Переменное кадрирование, теперь мы рассмотрим некоторые способы реализации перечисленных ранее вопросов с помощью программы Video Editor. Аудиоряд компонуют на звуковых дорожках монтажного стола и начинают с оригинального сопровождения. В сложных случаях, например, когда надо убрать посторонний шум, аудиофрагмент лучше предварительно отредактировать с помощью специальных приложений обработки звука.
Звуковой фон сцены будет непрерывным, если вставки кадров делать при сохранении звукового ряда наиболее продолжительной записи, для чего исходный клип надо разделить (разрезать) на фрагменты. Перед удалением с монтажной дорожки ненужной части видеоряда к пен обязательно примените команду Split, иначе будет удалена и аудиосоставляющая этого клипа. Вставка в освободившуюся временную позицию нового видеоряда не нарушит синхронизацию изображения и звука оставшихся частей исходного клипа. Громкость звука вставляемого кадра желательно сделать плавно нарастающей в начале и постепенно падающей в конце. Если старый видеоряд не удалять, а лишь маскировать новой картинкой, размещая ее на дорожке верхнего слоя, то при формировании выходного файла потеряется и качество, и время.
Для синхронизации с видеорядом отдельного аудиоклипа звуковую дорожку удобнее представить в виде осциллограммы. При подходящем масштабе времени всплески амплитуды укажут на характерные моменты привязки, можно добиться точности вплоть до каждого произнесенного слога или удара барабана. Другой способ синхронизации — использование локальных закладок, устанавливаемых в окне предварительного редактирования клипа (Source). Для синхронизации аудио- и видеоряда надо перетащить один из клипов до совмещения закладок. Поскольку в окне Source клипы можно воспроизводить с различной скоростью, то и закладки для характерных моментов можно выставлять с точностью до видеокадра. Напомним, что локальные закладки будут видны на монтажных дорожках тогда, когда при настройке вида монтажного стола (в окне Timeline Display Mode) установлен флажок Show cue bar (Показать полосу закладок).
Интенсивность звука можно изменять во времени, задав кривую усиления. Щелчок мышью по средней линии звуковой дорожки (по начальной кривой усиления) в нужный момент времени добавляет точку регулирования, отображаемую небольшим черным маркером. Перетаскивая маркеры вверх или вниз, увеличивают или уменьшают интенсивность звука в данный момент, перемещая их влево или вправо — смещают моменты времени. Для удаления ненужной точки регулирования ее маркер перетаскивают за пределы звуковой дорожки.
Для плавного перетекания звука между двумя смежными клипами используется инструмент Cross-Fade (Сглаживание на пересечении). Выбрав его на панели инструментов монтажного стола, щелчком мыши выделяют сначала один клип, а затем другой. В пределах области пересечения клипов автоматически соответствующим образом изменяются кривые усиления. Но в сложных случаях, когда требуется многоступенчатое изменение громкости или точная привязка к моментам времени, предпочтение следует отдать ручному управлению переходом звука, дающему более точные результаты. Продолжительность перехода зависит от звуковой обстановки, но она не должна быть меньше 3-4 секунд.
Видеоредактор позволяет использовать аудиоэффекты (аудиосрильтры), которые устанавливаются на клип командой Audio Filters (Аудиофильтры) из контекстного меню или меню Clip, а также путем перетаскивания на клип звукового эффекта из библиотеки рабочих материалов Production Library. С помощью фильтров можно сымитировать звуковую картину пустого помещения или стадиона, изменить усиление или нормализовать звуковое сопровождение и т. п. Реверберацией можно подчеркнуть значимость произнесенных слов.
При стереофоническом сопровождении видеофильма необходимо добиваться совпадения пространственной звуковой панорамы с ориентацией источников звука на телеэкране или за кадром. По мере увеличения расстояния до различимых на экране источников звука надо уменьшать громкость и степень стереоэффекта (стереобазу). Задача усложняется, если при записи использовались выносные микрофоны, дополнительная звукозаписывающая аппаратура или имитация реальных звуков. Для пространственной привязки звукового сопровождения используют аудиофильтры стереобаланса, инверсии каналов и т. п., регулируют громкость в каждом канале раздельно. В «восьмерке» от стереозвука лучше отказаться. В крайнем случае, за 2-3 секунды до окончания предыдущего кадра надо плавно уменьшить стереобазу до нуля (режим моно), а следующий кадр начать уже с нормальным стереоэффектом.

Музыкальные фрагменты и авторскую речь вставляют на свободные звуковые дорожки. Иногда для передачи настроения и смысла сцены музыка бывает более выразительным средством, чем слова. Для более тонкой обработки звука понадобятся специальные приложения.