Nuendo и Reason: совместное использование

Итак, программа Nuendo в состоянии заменить виртуальными аналогами практически все необходимые аппаратные приборы. Все они были рассмотрены выше: виртуальный микшер, виртуальные модули обработки и VST-инструменты. Но есть еще один способ многократно приумножить и без того немалые возможности программы Nuendo. Для этого нужно соединить ее с другой виртуальной студией.
Идея одновременного использования нескольких музыкально-звуковых приложений на одном компьютере довольно заманчива. Но далеко не всегда удается ее эффективно реализовать — достичь их устойчивой совместной работы. Для соединения между собой разных приложений приходится использовать всевозможные виртуальные MIDI- и AUDIO-кабели. Возникают проблемы синхронизации, сбои и т. д.
В Nuendo эта проблема решается следующим образом. Здесь встроена поддержка специального протокола ReWire, совместно разработанного фирмами Propellerhead Software и Steinberg. Протокол ReWire надежно связывает между собой два приложения, одно из которых становится ведущим (Master), а другое ведомым (Slave). Нетрудно догадаться, что "начальником" является Nuendo.
Рассмотрим ситуацию, когда Master-приложением становится Nuendo, а в качестве Slave-приложения выступает программа Reason 1.0 фирмы Propellerhead Software.
Протокол ReWire обеспечивает:

  • 64 аудиоканала между Master- и Slave-приложениями;

Примечание
Следующая версия протокола — ReWire2 обеспечивает 256 аудиоканалов и двунаправленную передачу MIDI-сообщений. Максимальное количество MIDI-каналов до 4080, что соответствует 255 устройствам с 16-ю MIDI-каналами.

  • точную аудиосинхронизацию между двумя программами; связывание транспортных панелей и локаторов;
  • сниженное потребление ресурсов (по сравнению с обычным использованием двух программ без протокола Re Wire).

В случае совместного использования Nuendo и Reason 1.0 Nuendo может использоваться как MIDI-секвенсор, управляющий по ReWire виртуальными инструментами Reason.
Порядок запуска приложений и маршрутизация
Запуск приложений в нужном порядке — одно из необходимых условий правильного функционирования виртуальной системы.
Запускаемым приложением номер 1 должна быть программа Nuendo. После старта нужно создать проект и зайти в меню Devices. Если программа Reason установлена на компьютер, то в меню Devices появится новый пункт Reason, который и нужно выбрать. В появившемся окне Reason мы увидим каналы шины ReWire .
Следующим шагом должна стать активизация хотя бы одного канала с помощью кнопки столбца Active. Для начала достаточно включить только стереопару Mix L и Mix R. После этого шага можно запускать Reason. Выключение производится в обратном порядке: сначала закрывается Reason, и только после этого Nuendo.
Совместный проект Nuendo+Reason теперь сохраняется в двух файлах: npr и ms.
В дальнейшем не нужно беспокоиться об активизации каналов ReWire и внутренней конфигурации Reason при открывании ранее сохраненных проектов. Все настройки сохранены в файлах npr и ms. Поэтому после загрузки в Nuendo проекта, содержащего связи с Reason, нужно запустить Reason, загрузить в него вторую часть совместного проекта, и все маршруты восстановятся.
На показан пример возможной маршрутизации Nuendo+Reason.
От программы Reason изображена задняя панель устройства маршрутизации Hardware Interface, куда подключено двенадцать виртуальных аудиокабелей. Гнезда задней панели Hardware Interface через шину ReWire соединяются непосредственно с входами канальных ячеек Channel strip VST-микшера.
Несмотря на то, что доступны все 64 канала, в данном примере в окне Reason активизировано только девять ReWire-каналов. Поэтому сигнал устройств, подключенных в Reason к каналам 10, 11, 12, не достигнет Nuendo (такое подключение сделано исключительно для иллюстрации). Количество канальных ячеек Channel strip VST-микшера в точности равно числу активных каналов ReWire. Включение/выключение каждого ReWire-канала в окне Reason автоматически добавляет/удаляет канальную ячейку ReWire VST-микшера.
Внутреннее устройство ReWire-ячеек Channel strip не отличается от ячеек аудио- и групповых каналов. Субтреки автоматизации для ReWire-ячеек создаются автоматически при активизации режимов Write/Read Automation так же, как и для VST-инструментов.
При создании устройства в программе Reason, например, Redrum Drum Computer, в список Output MIDI-трека Nuendo добавится виртуальный MlDI-порт, скажем, Reason Redrum 1.
ReWire-каналы конвертируются в аудиотреки так же, как и каналы VST-инструментов — либо с помощью экспорта в файл, либо непосредственно сводятся вместе с аудиотреками в финальный микс.
Nuendo как Master-приложение задает темп воспроизведения проекта для Slave-приложения. Например, можно нарисовать кривую изменения темпа на специальной дорожке, которая называется Tempo Track , или изменить музыкальный размер.

Примечание
Редактор Tempo Track Editor вызывается командой Tempo Track в меню Project (комбинация клавиш <Ctrl>+<T>). Для изменения музыкального размера нужно щелкнуть инструментом Draw в области Time Signature area (на отмечена стрелкой) в выбранной позиции, а затем изменить размер в поле Signature.

Кнопка Master на транспортной панели или в редакторе Tempo Track Editor должна быть нажата. Но если при этом изменить темп в программе Reason, то кнопка Master в Nuendo будет автоматически деактивирована.
Nuendo и Cubase VST: совместное использование
В начале этой главы мы уже говорили, что каждая программа имеет свою специализацию. Создавать музыкальную композицию лучше всего в Cubase VST, а саунд-дизайн, сведение и мастеринг — это уже область применения Nuendo. Эффективное и специализированное использование обеих программ — основа для получения максимального результата. В этом разделе мы рассмотрим стратегию создания проекта в обеих программах, но на одном компьютере.
Сама технология импорта очень проста. Сонг Cubase VST (версии 3.x и выше) импортируется в проект Nuendo командой Cubase Song в меню File | Import. При этом нужно открыть файл сонга Cubase VST с расширением all. Далее следует обычный диалог создания проекта Nuendo.
При импорте, что совершенно естественно, возникают потери. Поэтому процесс создания проекта в двух программах можно условно разделить на три составляющие.

  1. 1. Создание MIDI-проекта в Cubase VST и его импорт в Nuendo.
  2. 2. Создание AUDIO-проекта в Cubase VST и его импорт в Nuendo.
  3. 3. Комбинированный вариант.

Импорт MIDI-проекта в Nuendo происходит с ограничениями. Игнорируются параметры панели Inspector, некорректно импортируется Drum Track и т. д. Поэтому этот вариант лучше всего применять для простых MIDI-проектов, а в программе Cubase VST предварительно зафиксировать параметры панели Inspector для выделенных частей MIDI Part командой Freeze Play Parameters в меню Functions.
Импорт AUDIO-проекта также происходит с ограничениями. Игнорируется автоматизация, некоторые Insert-эффекты.
Примечание
Все приведенные примеры относятся к импорту сонга Cubase VST 5.1 R1 в проект Nuendo 1.52.

При этом сохраняется Send-маршрутизация с настройками VST Send-эффектов, позиции фейдеров VST-микшера, состояние кнопок Solo и Mute, настройки канальных эквалайзеров.
Исходя из этих особенностей, можно предложить следующую последовательность действий.
В Cubase VST создается MIDI-проект и производится запись аудиотреков. Затем MIDI-дорожки потреково перезаписываются на аудиодорожки, если используются аппаратные MIDI-устройства. VST-инструменты конвертируются в аудиоформат с высоким разрешением через меню File | Export | Audio Tracks.
Совет
Экспорт VST-инструментов удобно совместить с обработкой подключенным в качестве Master-эффекта DirectX-plug-in iZotope Ozone, например, его многополосным эксайтером и модулем Loudness Maximizer.

Если используется автоматизированная обработка эффектами панели VST Send Effects, то выходы этих модулей лучше всего экспортировать в отдельный аудиотрек в формате 32 Bit Float (в Cubase VST/32). Для этого выходы эффектов должны быть назначены на шину Master, а выходы аудиотреков временно переназначены на любую активную шину, например, BUS2.
Совет
В проекте Cubase VST нужно стремиться к максимально "сухому" (необработанному) звучанию. В особенности спедует избегать применения программных эффектов реверберации. В идеале достаточно только конвертировать MIDI в AUDIO.

В итоге подготовленный для импорта в Nuendo сонг Cubase VST должен содержать только аудиотреки, и желательно, чтобы в структуре VST-микшера не было подключенных plug-ins. Вся остальная часть работы над проектом производится уже в Nuendo с помощью приемов и средств, описанных в этой главе.
Если большая часть работы над проектом находится в области AUDIO, то в Cubase VST создается только MIDI-проект, а процесс записи аудиотреков переносится в Nuendo.
Приведенная схема, конечно же, условна. Распределение задач между обеими программами определяется многими факторами: стилем музыкального произведения, индивидуальными технологическими приемами пользователя и возможностями оборудования.