MS-эквализация

В нашей книге рассказывается о виртуальной студии, в которой вся обработка ведется программным способом — с помощью встраиваемых приложений (plug-ins).
Но в виртуальном мире вполне применимы многие советы профессионалов, работающих на реальном оборудовании.
Далее мы обозначим общие связки — между теорией и конкретной технологией.
Как уже отмечалось, одна из задач сведения — достижение компромисса между разделенностью и связанностью звуков.
Решить ее можно с использованием современной технологии трехмерного звука.
Примечание
Преимущества виртуальной студии в этом вопросе неоспоримы. Ведь возможности конструирования в виртуальном мире практически неограниченны — для них не существует тех пространственных рамок, которые свойственны реальному миру.

Итак, создадим определенную цепочку plug-ins. (Если предварительно треки были распределены по группам, то целесообразно применить последующую обработку к группе.)
Напомним, что в Output-канале сигнал стереофонический. Следовательно, для его обработки можно применить MS-эквализацию. Обычная LR-стереофония преобразуется в MS (Middle-Side) простым суммированием и вычитанием.
После преобразования суммарный канал — М — "отвечает" за центр, а разностный — S — за окружающее звуковое пространство. Их раздельная обработка является основой MS-эквализации.
Примечание
MS-эквализация — процесс, состоящий из последовательных действий: преобразования LR в MS, раздельной обработки каналов MS-эквалайзером, выполнения обратного преобразования в LR.

Она по своему действию существенно отличается от обычной эквализации, т. к. позволяет управлять звуковым пространством более эффективно (регулировать ширину стереобазы по частоте, выделяя звуковые планы, и т. п.).
Один их способов реализации MS-эквализации в SAWStudio — это цепочка plug-ins фирмы Waves (www.waves.com): Waves SI-MS Matrix (преобразование в MS), Waves-QlO Paragraphic EQ (в режиме раздельного регулирования каналов), Waves SI-MS Matrix (обратное преобразование в LR).
Их настройку удобно производить, приглушая по очереди суммарный М- и разностный S-сигналы с помощью регуляторов секции Input или Output эквалайзера Waves-QlO Paragraphic EQ.
Вместо эквалайзера Waves-QlO Paragraphic EQ можно использовать Waves Renaissance Equalizer REQ 6 bands, который также поддерживает раздельную регулировку по каналам (иногда этот вариант даже предпочтительнее).
Примечание
MS-эквализация является составной частью общей технологии MS-мастеринга, подробно описанной у Боба Катца (Bob Katz) ("The secret of the mastering engineer"). Его статьи размещены на сайте http://www.digido.com. Вполне возможно, подойдя к этой технологии творчески, применять ее для MS-эквализации групп.

Совет
Результаты получаются лучше, если частоты регулирования и добротности полос эквалайзера М- и S-каналов не совпадают.

Можно усложнить обработку, заменив в цепочке последний модуль Waves SI-MS Matrix на Waves SI Stereo Imager .
Переключатель Input Mode нужно установить в режим М — input — S, а переключатель Output в режим L out R.
MS-эквализация вполне применима для обработки сигнала реверберации Return-канала. Цепочка plug-ins может быть следующей: Ultrafunk fx:reverb (http://www.ultrafunk.com), Waves SI-MS Matrix, Waves Renaissance Equalizer REQ 6 bands, Waves SI Stereo Imager (в режиме М — input — S).
Ревербератор Ultrafunk fx:reverb особенно качественно работает именно в SAWStudio. Обработка его выходного сигнала вышеописанной цепочкой обеспечивает большие возможности в формировании объемного звукового пространства.

3D Stereo

Еще одним способом повышения прозрачности и ясности является применение технологии Qsound (www.qsound.com). Модуль QTools — QXpander обеспечивает преобразование исходного стереосигнала в трехмерный звук 3D Stereo.
Модуль QTools — QXpander нужно установить последним в цепочке plug-ins Output-канала (группы) или Return-канала. В результате звучание группы выйдет за рамки обычного стерео.
Неплохие результаты можно получить при совместном использовании Waves SI Stereo Imager и QTools — QXpander. В этом случае все регулировки, производимые в Waves SI Stereo Imager, станут ярче и появится дополнительный контроль за размерами ЗD-пространства. Можно поэкспериментировать с регуляторами Shuffle и Freq. При обработке этой цепочкой plug-ins выходного сигнала эффекта Ultrafunk fx:reverb Return-канала можно получить красивый эффект ЗВ-реверберации.
Примечание
Переключатель Width модуля Ultrafunk fx:reverb при использовании 30-ревер-берации в Return-канале лучше установить в положение Narrow. Прямой сигнал (кнопка Dry) должен быть отключен.

Исполнительные возможности управления ЗD-пространством обеспечивает говместное использование модулей Ultrafunk fx:surround и QTools — QXpander.
Модуль Ultrafunk fx:surround — это surround sound panner, который формирует в исходном стереосигнале еще два закодированных — Center и Surround.
Примечание
О системах многоканального звука будет рассказано в разд. "Surround в SAWStudio".

После Surround-панорамирования модуль QTools — QXpander преобразует сигнал в 3D Stereo, обеспечивая тем самым своеобразное преобразование Surround-панорамирования в ЗD-панорамирование. Модуль Ultrafunk fx:surround поддерживает внутреннюю автоматизацию панорамирования по заданной траектории, а также имитирует эффект Доплера, создавая иллюзию движущегося источника звука. Для этого нужно щелкнуть на кнопке Focal point и разместить "наблюдателя" (желтый крест) в виртуальном пространстве.