"Многослойное" деструктивное редактирование

Ресурсов компьютера, как и денег, никогда не бывает много. Особенно, когда хочется все и сразу. Но если расходовать ресурсы эффективно, то даже на относительно медленном домашнем компьютере можно многого достичь.
Именно деструктивное редактирование (Offline Process) позволяет получить высокий (теоретически неограниченный) уровень качества обработки на компьютере.
Offline-редактирование необходимо также и для тех алгоритмов, которые нельзя выполнить в реальном времени.
В программе Nuendo подход к Offline-редактированию получил новое, мощное развитие. Разработчики назвали созданный тип Offline-редактирования в документации к программе неразрушающим. Это действительно так в том смысле, что обработка не затрагивает оригинальные звуковые файлы. Мы решили назвать ее "многослойным" деструктивным редактированием, т. к. нам кажется, что такое название точнее всего отражает суть технологии, разработанной фирмой Steinberg.
Примечание
Напомним, что любой тип обработки с сохранением звуковых данных на жесткий диск мы определили как деструктивный. А способность программы защитить оригинальный материал от случайного повреждения — это ее несомненное достоинство.

Слои — понятие, знакомое пользователям Adobe Photoshop. Но в звуковой мультитрековой программе — это без преувеличения революционный прорыв. Ведь если не хватает ресурсов на все и сразу, то можно выполнить просчет эффектов поочередно, создавая слои Offline-редактирования. И если время не поджимает, то продукт музыканта-любителя вполне может сравняться по качеству с профессиональным.
Audio Processing
Операции деструктивного редактирования, которые в терминологии Nuendo называются Audio Processing, осуществляются с помощью команд субменю Process и субменю Plug-ins в меню Audio или соответствующих контекстных меню. Команды субменю Process предоставляют в распоряжение пользователя функции уровня Hi-End звукового редактора. Команды субменю Plug-ins обеспечивают деструктивную обработку алгоритмами подключаемых модулей.
Конвертирование в формат 32 Bit Float
Прежде чем будет рассмотрен процесс конвертирования, обратим внимание на формат обрабатываемых звуковых файлов. Деструктивное редактирование предполагает многократную обработку. Следовательно, необходимо принять меры защиты от деградации качества.
Оставим 16-битный формат без внимания, т. к. он изначально непригоден для хранения промежуточных результатов обработки без потери качества.
Примечание
Подробную информацию по этому поводу можно найти в нашей книге "’Живая’ музыка на PC".
Теперь сделаем выбор между целочисленным 24-битным и 32-битным форматами с плавающей точкой (32 Bit Float). Здесь нужно учесть следующее. Во-первых, 32-битный формат — это внутренний формат Nuendo, во-вторых, сохранение результата в целочисленном 24-битном формате может привести к случайной потере качества из-за превышения уровня в 0 дБ. Далеко не все модули снабжены измерителями уровня.
Напротив, 32-битный формат с плавающей точкой защищен от проблемы 0 дБ чисто математически. Поэтому случайное превышение уровня 0 дБ не приведет к необратимой потере качества. После операции Normalize к уровню 0 дБ слышимые искажения исчезнут, потому что ЦАП звуковой карты преобразует в аналог только целочисленный формат. А сигнал в формате 32 Bit Float с уровнем, превышающим 0 дБ, после преобразования в целочисленный формат всегда ограничен сверху.
Вывод: если в проекте предполагается использовать качественное деструктивное редактирование, то звуковые файлы нужно преобразовать в 32-битный формат с плавающей точкой.
Преобразование для выделенных аудиоклипов выполняется в окне Pool командой контекстного меню Convert Files (меню Рооl | Convert Files). Если нужно конвертировать все файлы, то следует выделить папку Audio в окне Pool и повторить действия, описанные выше. Команда Convert Files вызывает диалоговое окно Convert Options .
Все параметры конвертирования сосредоточены в четырех раскрывающихся списках.

  • Sample Rate — частота дискретизации. Значение Keep сохраняет параметр без изменений.
  • Sample Width — разрешение (разрядность) сэмпла. В нашем случае установлена на максимум.
  • Channels — количество каналов. В нашем случае выбор — Keep.
  • File Format — формат звукового файла. В нашем случае в смене формата нет необходимости, поэтому выбираем — Keep.

Список Options задает дополнительные параметры конвертирования:

  • New Files — создаются копии файлов, которые конвертируются и добавляются в Pool. Но все ссылки аудиоклипов остаются прежними, т. е. на оригинальные файлы;
  • Replace Files — конвертируются оригинальные звуковые файлы с сохранением ссылок (этот параметр конвертирования подходит для нашего случая);
  • New + Replace in Pool — создаются копии файлов, которые конвертируются и добавляются в Pool с заменой оригинальных файлов. Все ссылки переназначаются на новые конвертированные файлы. (Этот вариант позволяет сохранить оригинальные файлы, например, если они используются в другом проекте.)

Существует другой способ конвертирования. Вначале разрешение проекта повышается до 32 бит в окне Project Setup. Затем в окне Pool к выделенным клипам применяется команда Pool | Conform Files. В появившемся диалоговом окне можно выбрать Keep, тогда конвертироваться будут копии с сохранением исходных файлов. Или выбрать Replace, тогда конвертироваться будут исходные файлы. Ссылки аудиоклипов в обоих случаях будут переназначены на конвертированные файлы.