Маршрутизация в Nuendo (Bus System)

Итак, программа Nuendo в принципе позволяет обойтись без внешнего цифрового микшера, хард-диск рекордера и MIDI-секвенсора, т. к. все их функции она берет на себя.
Как VST-приложение Nuendo базируется на системе шин Bus System, которая обеспечивает интеграцию VST с имеющимися аппаратными средствами.
Это означает, что основу системы составляет виртуальный микшер VST Mixer с VST-входами (VST Inputs) и VST-выходами (VST Outputs). VST-входы и VST-выходы назначены на соответствующие ASIO-порты звукового оборудования, установленного в компьютере.
Система шин Bus System обеспечивает эффективную маршрутизацию аудиопотоков. Она дает возможность их вывода из виртуальной среды во внешние аппаратные устройства обработки. Позволяет осуществлять последующий ввод для записи результатов на аудиодорожки. В качестве внешнего устройства может выступать, например, цифровой микшер со встроенной обработкой.
Количество шин (Output Bus) определяется только конфигурацией оборудования, установленного на компьютер. Например, фирма Steinberg выпускает плату Steinberg Nuendo 96/52 для ввода/вывода через ADAT и SPDIF, обеспечивающую 52 канала с частотой дискретизации 96 кГц. ASIO ввод/вывод реализован таким образом, что даже при полной нагрузке, когда используются все 52 канала, загрузка CPU — 0% (подробности на сайте www.nuendo.com).
В качестве примера рассмотрим, как можно использовать преимущества Bus System для аппаратной звуковой обработки на самой бюджетной ASIO-карте SB Audigy.
На показан пример конфигурации VST-выходов. ASIO-драйвер звуковой карты SB Audigy позволяет организовать прямой маршрут на ее внутренний ревербератор.
Для этого одну из семи шин нужно назначить на ASIO-порт Reverb и нажать кнопку Active. Для удобства название назначенной шины нужно привести в соответствие . Мастер-шину (Master Bus) следует назначить на ASIO-порт Front L/R.
После такой несложной процедуры сигнал любого канала (а также эффекта панели VST Send Effects) виртуального микшера можно послать на аппаратный ревербератор. А сигнал мастер-шины при этом обрабатываться ревербератором не будет.
Несколько забегая вперед, отметим, что для организации маршрута нужно выбрать шину, имеющую в нашем примере название Reverb в раскрывающемся списке Sends .
Далее выходной сигнал ревербератора SB Audigy следует записать на свободную аудиодорожку в режиме воспроизведения проекта. Для этого нужно активизировать VST-вход Mix (Pre-EQ) L(R).
Перед записью следует приглушить (Mute) каналы и использовать режим посыла Pre Fader. Тогда прямые сигналы будут отключены и останется только обработанный сигнал, который и будет записываться на дорожку.
Есть и другой способ: увести уровень шины BUS1 (Front L/R) в окне VST Outputs и оставить звучать только шину BUS2 (Reverb). В этом случае режим посыла Pre Fader не нужен.
Параметр ASIO Buffer Latency на панели управления ASIO-драйвера (Creative ASIO Control Panel) не должен превышать 10 мс.
Панель VST Channel Settings
Виртуальный микшер является неотъемлемой частью Nuendo, поэтому его можно увидеть либо почти полностью в окне VST Mixer, либо по частям в других окнах.
Микшер имеет сложную структуру. Поэтому даже в окне с VST Mixer не видны все его составляющие. Список всех панелей виртуального микшера расположен в меню Devices и дублируется "горячими" клавишами. Непосредственно к микшеру имеют отношения следующие панели:

  • VST Mixer — виртуальная консоль;
  • VST Send Effects — панель Send-эффектов (эффектов посыла);
  • VST Master Effects — панель мастер-эффектов (обработка суммарного сигнала).

Программа Nuendo — аналогично Cubase VST — разрешает быстрый доступ к настройкам канала через панель VST Channel Settings.
В Nuendo, к счастью, отсутствует панель Inspector программы Cubase VST, съедающая много полезного пространства мультитрека. И поэтому панель VST Channel Settings вызывается быстро и просто через любую из кнопок: FX, EQ и Ins секции Track List в окне Nuendo Project, либо аналогичными способами через эти же кнопки с панели VST Mixer.
Примечание
Окно VST Channel Settings для группового канала (Group Channel) и аудиока-нала не имеет различий. Но для группового канала окно VST Channel Settings нужно вызывать через панель VST Mixer.

Рассмотрим окно VST Channel Settings более детально .
Каждый аудиотрек, выход VST-инструмента и канал виртуальной шины ReWire занимает одну канальную ячейку (Channel strip) VST-микшера. Окно VST Channel Settings отображает эту ячейку в развернутом виде. Здесь можно провести аналогию с окном Wide Mixer виртуальной консоли SAWStudio. Управление каналом содержит большое число элементов, которые должны храниться в свернутом виде до момента их использования. Поэтому настройка канала производится в окне, представляющем собой развернутую проекцию виртуального микшера.
Канал, для которого вызвана панель VST Channel Settings, автоматически выделяется. Выделение каналов и дорожек может происходить независимо друг от друга. Это выделение совпадает, если вызвана панель VST Channel Settings в окне Nuendo Project. В окне VST Mixer канал выделяется кнопкой-индикатором (Select Channel) канальной ячейки (Channel strip).
Common Panel
Слева в окне VST Channel Settings расположена общая панель (Common Panel) глобальных настроек. Панель называется общей, потому что ее элементы управления отображаются в окне VST Channel Settings любого канала, а настройки являются общими для всех каналов.
Секция общей панели (Common Panel) с названием Selected Channel содержит поле доступа к раскрывающемуся списку каналов. Список — это способ быстрого перехода между элементами управления каналов .
Канал, отмеченный в списке, является выделенным.
Кнопка Init сбрасывает все настройки канала в первоначальное состояние, а кнопки Copy, Paste позволяют копировать настройки одного канала на другие через внутренний буфер обмена. Для этого нужно на образцовом канале нажать Сору, перейти через список на другой канал и нажать Paste. При необходимости процедуру можно повторить для остальных каналов, т. к. настройки сохраняются в памяти до следующей команды Сору или закрытия проекта. Если в памяти есть настройки, то кнопка Paste подсвечивается красным светом.
На изображен внешний вид панели VST Mixer для шести каналов.
Панель VST Channel Settings вызывается теми же кнопками FX, EQ или Ins.
А функция копирования настроек позволяет быстро построить виртуальную схему маршрутизации с одинаковыми параметрами. Например, каналы могут содержать одну и ту же цепочку plug-ins с одинаковыми параметрами, одинаковую маршрутизацию аудиопотоков Send (посыл), настройки параметрического эквалайзера.
При формировании маршрутов для наглядности удобнее использовать панель VST Mixer, однако сами каналы-дорожки создаются в окне проекта.
В окне VST Mixer общая панель (Common Panel) расположена слева и дополнена кнопкой Show Master (в отличие от вида в окне VST Channel Settings).
Примечание
На отображается еще и фейдер мастер-шины (Master Bus), т. к. нажата кнопка Show Master.

Общая панель (Common Panel) также содержит кнопки глобального отключения режимов Solo (Solo Off) и Mute (Mute Off). Это очень полезная функция, оценить которую можно только на практике.
Кнопки Read и Write All секции Automation общей панели включают/выключают режим чтения/записи автоматизации сразу на всех каналах.
Вернемся к дальнейшему рассмотрению панели VST Channel Settings.