Маршрутизация DirectX plug-ins

Подключение DirectX-plug-ins в разрыв виртуального канала осуществляется одинаково для всех типов треков. В контекстном меню треков выбирается пункт DirectX Plug-Ins Track, вызывающий одноименное окно .
Список проинсталлированных DirectX Plug-ins находится справа и называется Installed DirectX Plug-Ins.
Совет
Для быстрого поиска подключаемого модуля нужно щелкнуть по любому из них в списке и затем нажать на клавиатуре первую букву его названия. Например, периодическое нажатие на букву W позволит пролистать все plug-ins фирмы Waves.

Список активных plug-ins расположен слева и называется, соответственно, Active Plug-ins. Выделенный в правом списке plug-in переносится в активный список двойным щелчком на названии модуля или щелчком по кнопке с подсказывающей пиктограммой.
Совет
Флажок Force Mono Processing следует активизировать для одноканальных plug-ins, таких, например, как Antares Microphone Modeler. Нельзя одновременно использовать стерео и моно plug-ins, т. к. большинство стерео plug-ins несовместимы с режимом Force Mono Processing.

Интерфейс окна DirectX Plug-Ins Track в описываемой программе Samplitude 2496 существенно изменен с предыдущей (пятой) версии.

  • Во-первых, теперь появилась возможность изменять порядок подключения модулей кнопками (Up, Down).
  • Во-вторых, модули могут быть подключены до и после фейдера (pre/post fader). На это указывают разделители списка Рге и Post.

Примечание
В примере на plug-in Ultrafunk fx: Reverb подключен до фейдера, т. к. он расположен в списке выше разделителя Post.

В виртуальном мире Samplitude Producer подключение до или после фейдера (модуля Volume в окне Effect Routing — Mixer Track — это всего лишь условность.
Проиллюстрируем это на знакомом уже окне маршрутизации эффектов Effect Routing — Mixer Track .
Размещение DirectX-модуля в списке Active Plug-Ins выше или ниже разделителя Post означает его подключение в разрыв канального модуля DirectX Plugin (Pre) (или, соответственно, модуля DirectX Plugin (Post) в окне маршрутизации эффектов). Или, иначе говоря, цепочки DirectX-plug-ins находятся внутри более крупных виртуальных устройств: модулей DirectX Plugin (Рге) и DirectX Plugin (Post).
Такое решение — основа новых огромных творческих возможностей обработки звука, которые были недостижимы в более ранних версиях Samplitude 2496.
В примере на два DirectX-модуля подключены как Рге- и Post-эффекты. Их фактическое расположение в виртуальной структуре канала определяется позицией модулей DirectX Plugin (Рге) и DirectX Plugin (Post). Только лишь изменяя их положение относительно собственных эффектов программы Samplitude Producer, уже можно получить немало вариантов обработки.
А если к этому добавить AUX Send-маршрутизацию, то схема обработки звука может получиться еще более сложной и многовариантной, что часто и требуется для получения, например, специальных звуковых эффектов в реальном времени. Ведь AUX-треки по сути дела представляют собой обычные треки с той же внутренней виртуальной структурой.
Если учесть, что максимальное количество AUX-шин — 999, то получается, что теоретически виртуальная среда Samplitude Producer позволяет производить обработку звука с любой сложностью.
Автоматизация AUX Send/Return
Если сравнить реализацию виртуального микшера в трех программах — SAWStudio, Nuendo и Samplitude Producer, — то можно заметить, что в первых двух она выполнена более логично, в отличие от Samplitude Producer.
В последней есть ограничения автоматизации, вызванные отсутствием автоматизированных регуляторов уровня посыла AUX Send. В результате чего пользователь вынужден самостоятельно конструировать избыточную (с точки зрения авторов) схему маршрутизации.
Примечание
Под избыточностью здесь подразумевается то, что AUX-треки в Samplitude Producer используются для автоматизации уровня посыла AUX Send, а функцию AUX-трека выполняет дорожка Submix Bus.
Но т. к. без маршрутизации не обойтись, то, следуя совету из документации к программе, можно творчески применять автоматизируемые регуляторы громкости и панорамы AUX-трека.
Сделать это просто. Допустим, нам необходимо автоматизировать уровень посыла AUX Send на цепочку plug-ins с двух обычных аудиотреков. Для этого нужно для каждого из аудио-треков создать отдельный AUX-трек. Затем эти AUX-треки назначить на дорожку Submix Bus, где в разрыв должна быть подключена эта цепочка plug-ins. Тогда автоматизируемые регуляторы Volume AUX-треков начнут выполнять функцию регуляторов уровня посыла AUX Send, а регулятор Volume Submix-трека — функцию регулятора уровня возврата Return .
Несомненно, столь оригинальное решение позволяет выйти из положения. Но у него есть существенный недостаток. Значительно удобнее управлять всеми параметрами канала, включая посыл AUX Send, из одной канальной ячейки Channel strip, как происходит в программах Nuendo и SAWStudio.
Предложенное решение приведет к регулировке автоматизированного уровня посыла на каждый эффект отдельными фейдерами соседних канальных ячеек Channel strip. Иными словами, управление параметрами одного канала вынужденно делится на несколько канальных ячеек.
Но здесь полезно вспомнить о понятии виртуальный объект, который является основной отличительной чертой программы Samplitude Producer от конкурирующих программных продуктов.
Виртуальный объект — это набор команд или алгоритм виртуального редактирования в реальном времени. Поэтому он содержит ссылку (регион) на физический звуковой файл и другие свойства, относящиеся к звуковой обработке в реальном времени.
С другой стороны, данный объект — это универсальный строительный материал, "кирпичик" для построения музыкально-звуковой композиции.
Можно по-разному относиться к идее "объектно-ориентированного" подхода к созданию музыки. Но нельзя не согласиться, что он — некий модный эталон сплава современного музыкального мышления и компьютерных звуковых технологий.
Примечание
Виртуальный объект в Samplitude Producer намного сложнее, чем его аналоги в SAWStudio и Nuendo. Поэтому для изменения его свойств создан отдельный редактор объектов.
Термин "объект", предложенный разработчиками Samplitude Producer, кажется нам наиболее удачным. Поэтому мы распространили его на все программы, рассматриваемые в данной книге.

Программа Samplitude Producer — это наиболее полная реализация объектно-ориентированного" подхода к обработке звука. Этот подход позволяет в большинстве случаев обойтись вообще без автоматизации, т. к. каждый виртуальный объект может быть разделен на необходимое количество частей-объектов, каждая из которых, в свою очередь, может иметь свой индивидуальный набор свойств — параметров обработки.
В предыдущих версиях Samplitude Producer у объектов было схожее устройство. Но в Samplitude Producer разработчики пошли по пути дальнейшего их усложнения.
В результате этого появилась маршрутизация объектов. Она позволяет непосредственно с объектов организовывать send-маршруты. Такое решение не имеет аналогов и поэтому требует от пользователя несколько иного мышления, чем при работе с традиционным микшером.
В Samplitude Producer формирование схемы маршрутизации тесно связывается с недеструктивным редактированием (то есть разрезанием объектов и переназначением маршрутов каждой части). Это во много раз повышает гибкость системы, т. к. пользователь не привязан к маршрутизации на уровне треков и способен сформировать маршруты AUX Send для любой точки аудиоматериала.