Использование AUX-каналов для мониторинга

Использование AUX-каналов при мониторинге может существенно облегчить совместную работу звукорежиссера и исполнителя.
Примечание
Отметим, что выходы AUX-каналов можно назначать на физические устройства. Это позволит эффективно использовать AUX-канал для мониторинга при "живой" записи.

Часто исполнителю в процессе последовательной многоканальной записи мешают несведенные "посторонние партии" аранжировки. Рассмотрим на примере, как в этом случае звукорежиссер может ему помочь.
Сформируем маршрут, при котором через AUX-канал № 1 пройдет сигнал только тех каналов, которые нужны исполнителю. В этом случае звукорежиссер будет контролировать мастер-сигнал (все партии), а исполнителю будет слышна только нужная ему часть — собственный отрегулированный сигнал.
Примечание
Для того чтобы воспользоваться этой возможностью, необходима многоканальная звуковая карта (в крайнем случае две мультимедийные звуковые карты, установленные на один компьютер).

Опишем последовательность действий для приведенного примера.

  1. 1. Вызвать окно W Mixer для выбранной дорожки Return-трек.
  2. 2. Щелкнуть по полю Out Asgn в секции Aux Master, при этом откроется список устройств.

Примечание
Все поля, содержащие треугольник в левом верхнем углу (указан стрелкой на пиктограмме поля Out Asgn), раскрываются в виде списка параметров настройки.

  1. 3. Выбрать в списке свободное физическое устройство.

В результате проделанных операций AUX-канал № 1 в данном примере будет выводиться на внешнее физическое устройство.
Примечание
Входы Return-каналов и выходы AUX-каналов можно назначать на физические устройства. Это дает возможность подключения к мультитреку SAWStudio внешних аппаратных устройств обработки звука.
В связи с тем, что данная тема выходит за рамки концепции книги "весь звук внутри компьютера", мы адресуем читателей, интересующихся этой темой, к официальной документации SAWStudio.
Для использования AUX- и Return-каналов исключительно в виртуальной студии в поле Out Asgn секции Aux Master (и в поле Input Source секции Return) должна быть надпись — Virtual (установка по умолчанию).

Предупреждение
Если маршрут AUX-канала сформирован не полностью, то прохождения сигнала не будет. В секции Out Asgn Return-канала (не путать с полем Out Asgn секции Aux Master) обязательно должен быть назначен хотя бы один из двадцати четырех Output-каналов.

Структура Input-канала
Рассмотрим внутреннее устройство Input-канала подробнее. О его структуре уже говорилось в разд. "Панель навигации Track Locator Zone + Mixer Link Controls".
Секции канальной ячейки можно обозревать как полностью в окне W Mixer, так и по частям, прокручивая их в окнах микшеров: Z Mixer, F Mixer или Е Mixer.
Сигнал в канале проходит последовательно — сверху вниз (так же, как отображается консоль в вертикальных окнах микшера — например, Z Mixer). В этой последовательности мы и рассмотрим структуру канала.

Секция Input Source

Секция Input Source определяет источник сигнала для канала. Источником может быть сам мультитрек или любой физический вход.
Рассмотрим типичную для интерфейса SAWStudio работу с элементами управления. И сделаем это на примере выбора входа.

  • Для непрерывного прокручивания списка нужно удерживать левую кнопку мыши нажатой у правой границы поля — (вид курсора при этом изменяется).
  • Выбор входов в списке осуществляется после щелчка по треугольнику в верхнем левом углу поля — .
  • Пошаговое прокручивание списка делается щелчками по стрелке —.

Примечание
После того как физический вход выбран, можно производить запись через Input-канал с обработкой виртуальными эффектами.
Секция Attenuator

Секция Attenuator предназначена для того, чтобы ослабить уровень входного сигнала.
Чаще всего она применяется для записи с физического входа, причем тогда, когда входной сигнал имеет слишком большой уровень. Поэтому в большинстве случаев уровень этой секции можно оставить равным 0 дБ.
Примечание
Все функции секции Attenuator могут автоматизироваться.
Помимо регулятора уровня, секция Attenuator содержит три кнопки: Phs Rvs, Swap L/R и Mono. Они позволяют оперативно решать некоторые проблемы, возникающие при записи или сведении:

  • кнопка Phs Rvs — инвертирует фазу. Ее следует применять, если каналы конфликтуют по фазе (то есть происходит вычитание сигналов или частотных компонентов);
  • кнопка Swap L/R — меняет местами левый и правый каналы;
  • кнопка Mono — суммирует левый и правый каналы с подстройкой общего уровня на 6 дБ.

Секция Input EQ

В секции Input EQ находится встроенный канальный параметрический эквалайзер, содержащий дополнительные фильтры верхних и нижних частот. (На секция Input EQ изображена в окне W Mixer).
Условно секцию Input EQ можно разделить на два модуля:

  • модуль фильтров Hi Cut и Lo Cut;
  • параметрический эквалайзер (справа).

Основное преимущество этого устройства состоит в том, что оно требует минимальное количество вычислительных ресурсов и позволяет полностью автоматизировать параметры настройки. Причем автоматизация позволяет использовать эквалайзер полнее, например, "крутить ручку фильтра" для создания спецэффектов в электронной музыке.
Рассмотрим элементы управления секции Input EQ.

  • Для включения секции в канал необходимо нажать кнопку In (в противном случае сигнал обойдет секцию).
  • Для активизации фильтров Lo Cut (ФВЧ) или Hi Cut (ФНЧ) нужно нажать соответствующую кнопку.
  • Через поле Frq (frequency — частота) осуществляется управление частотой среза фильтра.
    Выбор значения в списке происходит одинаково для всех полей управления (так же, как и для списка входов секции Input Source).

Примечание
В интерфейсе SAWStudio все поля управления параметрами (цифровые регуляторы) стандартны и представляют собой списки значений.
Диапазон частот среза для фильтра Lo Cut — от 40 до 2000 Гц, для фильтра Hi Cut — от 2 до 15 кГц. Крутизна фильтров — 18 дБ/окт.
Параметрический эквалайзер секции Input EQ находится справа. В этой большей по размеру части расположены пять полосовых фильтров, предназначенных для регулирования центральной частоты и добротности. Управление эквалайзером происходит с помощью:

  • панели интерфейса SAWStudio (с полями управления);
  • графической панели (над кнопкой Reset Flat).

Примечание
Графическая панель, в сущности, является простым пятиполосным эквалайзером, предназначенным для оперативного изменения уровня в частотной полосе. Регуляторы графической панели совмещены с полями управления Gn (Gain-уровень, усиление).
Для точной настройки требуется использовать все пятнадцать цифровых регуляторов (по три на каждый фильтр). Каждый фильтр представляет собой блок с названием Band (полоса) и номером фильтра. Каждый блок содержит три элемента управления:

  • Q — добротность фильтра. Добротность измеряется как ширина полосы частот в октавах (Oct), поэтому максимальной добротности (узкой полосе) будет соответствовать величина 0,1 .

Совет
Для создания спецэффектов хороший эффект дает сочетание высоких значений добротности и автоматизации.

  • Frq (Frequency) — центральная частота фильтра. Диапазон регулирования каждого из пяти фильтров: от 40 Гц до 15 кГц.
  • Gn (Gain)— уровень (усиление). Диапазон значений: от -15 дБ до + 15 дБ.

Совет
Считаем, что начинать настройку эквалайзера лучше всего со значений добротности "-1.0" для всех полос. Затем производить более точную подстройку под задачу. Так как значения по умолчанию в списках выделены, вернуться к ним не составляет труда на любом этапе работы.

Сбросить эквалайзер "в линию" можно кнопкой Reset Flat. При этом параметр Gn (gain) принимает нулевое значение.