Исполнительские параметры

Знаете, какое устройство, расположенное на MIDI-клавиатуре, является следующим по важности после самих белых и черных клавиш? Это колесо модуляции. Правда, в некоторых MIDI-клавиатурах оно совмещено с колесом изменения тона в одном регуляторе, похожем на джойстик, но суть от этого не изменяется.
Вы можете определять реакцию А1 на изменение положения колеса модуляции. Соответствующие параметры доступны в секции Mod Wheel:

  •  PitchMod — степень воздействия колеса на параметры PitchMod осцилляторов (частотное вибрато);
  •  CutoffMod — степень воздействия колеса на параметр PitchMod фильтра (эффект "вау-вау");
  •  Cutoff — степень воздействия колеса на параметр Cutoff фильтра (управление частотой среза).

Мы уже говорили о том, что в нижней части панели А1 имеется виртуальная MIDI-клавиатура. На этой клавиатуре как раз присутствуют и колесо модуляции Mod , и колесо изменения тона Pitch , хотя вряд ли их всерьез можно использовать. Слева от них имеется поле В.-Range . В нем задается диапазон, в пределах которого тон может изменяться колесом Pitch . Параметр B.-Range может быть полезен, т. к. он относится не к конкретному "игрушечному колесику", а вообще к тому, как А1 будет интерпретировать MIDI-сообщения от колеса изменения тона.
Синтезатор А1 поддерживает портаменто (плавное изменение высоты тона при переходе от одной ноты к другой). Включается портаменто с помощью кнопки On , расположенной в секции Glide . Скорость перехода задается регулятором Speed .
Само собой разумеется, вы можете управлять любым параметром А1 по MIDI. Однако в большинстве случаев для этого удобнее использовать автоматизацию Cubase SX. Включаете кнопки R и W в верхней части панели А1, запускаете проект на воспроизведение, вращаете любые регуляторы — все ваши действия сохраняются на специальном треке.
Синтезатор звучания бас-гитары Vb-1
Инструмент Vb-1 — это однотембральный полифонический (четыре голоса) синтезатор физического моделирования, имитирующий звучание бас-гитары. В Vb-1 применены алгоритмы физического моделирования, имитирующие процессы генерации звука в реальных музыкальных инструментах (например, колебания струны). Благодаря этому, звучание Vb-1 действительно очень похоже на звучание настоящей бас-гитары.
Так же, как и А-1, инструментом Vb-1 можно управлять по любому MIDI-каналу (не важно, по какому именно). Vb-1 воспринимает сообщения типа Note , а также сообщения о смене значений контроллеров громкости и панорамы. Не густо по сравнению с А-1, у которого каждый параметр может управляться отдельным контроллером. Однако такова специфика Vb-1.
Панель Vb-1 показана. Непосредственно под изображением струн расположен магнитный звукосниматель (Pick-up). Его можно перемещать вдоль струн. Над струнами изображен медиатор (Pick). Перемещением его вдоль струн задается позиция, в которой происходит удар по струне (щипок). От положения этих двух элементов существенно зависит тембр звука.
Регулятором Shape задается характер щипка. Регулятором Damper задается подъем демпфера, а регулятором Vol. — общая громкость.
Драм-машина Lm-7
Lm-7 12-голосная драм-машина (drum machine) с 24-битными сэмплами. Обычно под драм-машиной понимается устройство, совмещающее в себе синтезатор ударных звуков и секвенсор. Lm-7 не совсем подходит под такое определение. Это скорее проигрыватель сэмплов, управляемый по MIDI. Однако производители назвали Lm-7 именно драм-машиной, поэтому и мы будем придерживаться этой же терминологии. В поставку Lm-7 входит 6 наборов (sets) ударных звуков. По умолчанию загружен банк из трех наборов: Compressor, 909 и Percussion. Конкретный набор выбирается в качестве пресета VSTi. Остальные три набора (Fusion, DrumNbass, Modulation) будут доступны, если загрузить файл банка пресетов Im7_second_set.fxb, который по умолчанию располагается в папке C:\Program Files\Steinberg\Cubase SX\ Vstplugins\Drums. В нижней части панели Lm-7 расположен набор из 12 пэдов, каждый из которых соответствует своему ударному звуку. Нажимая на пэды мышью, вы можете извлекать звуки. Но это не является основным назначением пэдов. Как только вы щелкнете на каком-либо из пэдов, соответствующий пэду звук получит статус текущего (над пэдом загорится светодиод).
В правой части панели Lm-7 расположена линейка из трех параметров:

  •  Velocity — чувствительность Lm-7 к скорости нажатия клавиши (глобальный параметр, относится ко всем звукам);
  •  Panorama — расположение текущего звука на стереопанораме; 
  •  Volume — общая громкость.

Обращаем ваше внимание на то, что параметр Panorama относится только к текущему звуку.
Каждому ударному звуку соответствует по паре регуляторов:

  •  Vol . — громкость конкретного звука в общем миксе;
  •  Tune — высота тона (скорость воспроизведения сэмпла ударного звука).

Как видите, все достаточно просто. Осталось рассмотреть вопросы, связанные с управлением Lm-7 no MIDI.
Управлять Lm-7 можно по любому из MIDI-каналов. Единственный тип сообщений, воспринимаемый Lm-7 — сообщения типа Note . Каждому ударному звуку соответствует своя MIDI-клавиша. Таблица соответствия приведена в описании Cubase SX. Но работать с Lm-7 можно и не заглядывая в эту таблицу. Ударные звуки на MIDI-клавиатуре можно "нащупать" (это будет быстрее, чем поиск в руководстве).
В завершение главы хочется отметить высокое качество звучания Lm-7 и высказать сожаления по поводу скудных возможностей управления этим инструментом.