Финальное сведение

Окончательное сведение в файл выполняется командой Build Mix To New Soundflle(s) меню Process/MixDown. В действии данной команды не существует никаких принципиальных отличий от сведения на "горячий" трек (кроме отсутствия объекта на "горячей" дорожке). Сведенный файл отображается в окне SoundFile. Финальный микс должен иметь максимальную разрядность 24 бита и частоту дискретизации 44 100 Гц, если он предназначен для дальнейшего премастеринга AUDIO CD.

   

Surround в SAWStudio
Системы пространственного звука принято обозначать термином Surround. Основное их отличие в количестве каналов: здесь оно превышает два. Поэтому Surround-системы — это системы многоканальные.
Звучание Surround-систем создает эффект присутствия, тем самым открывая новые горизонты компьютерной музыки.
Прежнее достижение — стандартный стереофонический двухканальный звук — тоже отличался от монофонического ощущением звукового пространства. Он легко реализовывался технически, поэтому двухканальная стереофония стала повсеместной. Но, например, в мире профессионального кино уже давно считается, что для создания звукового реализма требуется большее — как минимум четыре канала.
В области бытовой звуковоспроизводящей аппаратуры уже были сделаны попытки расширить стереоограничение — увеличить количество каналов до четырех. Так появилась квадрофония. Но ее введение, по ряду причин, не имело коммерческого успеха. Хотя прогрессивное начало в ней, несомненно, присутствовало — в ней было применено матричное кодирование, позволяющее упаковать четыре канала в два.
Развитие звукового оформления профессионального кино прогрессировало. Фирмой Dolby Laboratories (http://www.dolby.com) был проведен ряд разработок, который позволил сложившуюся к тому времени в кинематографе схему объемного звука LRCS закодировать в два канала.
Примечание
Аббревиатура LRCS расшифровывается как L (Left) — левый канал, R (Right) — правый канал, С (Center) — центральный канал, S (Surround) — пространственный.

Такая система матричного кодирования получила название Dolby Surround. В ней четыре канала LRCS аналоговым способом кодируются в два — Lt и Rt (Left, Right — total).
Первоначальный простой декодер Dolby Surround позволил выделить Surround-канал. Впоследствии сложный декодер Dolby Pro Logic обеспечивал полное декодирование LRCS.
Кодирование в упрощенном виде выглядит так:

  • L — без обработки в Lt;
  • R — без обработки в Rt;
  • С — ослабление на 3 дБ и сложение каждой его половины с Lt и Rt;
  • S — ослабление на 3 дБ, обработка полосовым фильтром, шумоподавителем и сложение каждой половины со сдвигом по фазе на —90 и +90 градусов с сигналами Lt и Rt.

Модуль Ultrafunk fx:surround программным способом обеспечивает панорамирование источника в виртуальном LRCS-пространстве и кодирование по технологии Dolby Surround. Поэтому совсем не сложно создать с его применением в SAWStudio фонограмму в Dolby Surround.
В конце 1980-х годов в Dolby Laboratories была создана цифровая технология пространственного звука— Dolby Digital 5.1. В ней используется шесть каналов, которые обрабатываются особым алгоритмом информационного сжатия Dolby АС-3.
Шесть каналов получили следующие обозначения — L (Left), R (Right), С (Center), Ls (Surround left), Rs (Surround right), LFE (Low Frequency Effects, Subwoofer) — низкочастотный канал эффектов.
В SAWStudio отсутствует встроенный кодек АС-3, но, тем не менее, можно свести микс в шесть каналов в формате Dolby Digital 5.1 без информационного сжатия. Для этого в программе предусмотрена специальная Surround-маршрутизация с использованием регулятора XY Surround Pan. Рассмотрим ее.