Динамическая обработка

"Компрессия в наше время — вещь абсолютно необходимая по причине ограниченности динамических диапазонов как звуковых трактов радио и телевидения, так и самих носителей звуковой информации". (С. Кругликова, ст. "Сведение как творческой процесс. Часть 2.", "Звукорежиссер", № 8, 1999, http://www.625-net.ru/arch.htm.)
Пока не произошло полного перехода на DVD-Audio или SACD, пока используются 16-битные звуковые карты и "Low End" музыкальные центры, без компрессора не обойтись. Но это, так сказать, техническая сторона.
Компрессор представляет собой еще и художественное средство. Он может полностью изменить звучание, например, ударных инструментов и баса. Нужно понимать, что с художественной точки зрения использование компрессора всецело определяется музыкальным стилем, идеей и эстетическим эталоном.
В мире plug-ins существует немало программных реализаций динамической обработки. Некоторые могут одновременно сочетать в себе: компрессор, экспандер, гейт и лимитер. Подобные устройства, благодаря своей многофункциональности, называются динамическими процессорами.
Из всего ассортимента компрессоров, представленных на рынке plug-ins, мы остановимся на Waves C1 и Waves RCL, причем рассмотрим в большей степени их творческое применение.
Возьмем пример, в котором треки объединены в группы. (Возможные варианты: группа баса и ударных, группа гитар и т. д.)
В принципе, сигнал каждой группы можно обработать компрессором.
Примечание
Совсем не обязательно применять компрессор во всех случаях жизни, но в современной, особенно танцевальной музыке, они являются традиционными — входящими в концепцию современного звучания.

Если в проекте используются "живые" инструменты, то нужно постараться не "раздавить" динамику. Ведь в результате неосторожного обращения с компрессором можно уничтожить все динамические оттенки и в результате получить "другую" музыку.
Компрессор Waves C1 представляет собой динамический процессор студийного качества, который можно вызывать по отдельным компонентам. Поэтому в списке plug-ins находится несколько Waves Cl (Waves Cl-Comp, Waves Cl Gate и т. д.).
Полный вариант компрессора, изображенный на, состоит из трех модулей.

  • Модуль Компрессор/Экспандер (слева).
  • Модуль Гейт/Экспандер (справа).
  • Модуль Фильтр-эквалайзер (внизу).

Модуль Фильтр-эквалайзер содержит графический дисплей АЧХ-фильтра.
Амплитудная характеристика (АХ) модулей динамической обработки отображается на втором дисплее, причем желтым цветом обозначена АХ модуля Компрессор/Экспандер, а голубым — модуля Гейт/Экспандер.
Кнопка Low Ref (Low-level reference) переводит модуль Компрессор/ Экспандер в альтернативный режим Peak Ref (Peak-level reference). Повторное нажатие на кнопку возвращает прежний режим.
Режим Low Ref mode — это режим классического компрессора, у которого с понижением порога Threshold понижается выходной уровень сигнала.
В режиме Peak Ref mode с понижением порога происходит автоматическая компенсация уровня.
Коэффициент Ratio по умолчанию равен 1.00:1. При этом динамическая обработка не производится. Если коэффициент Ratio меньше единицы, например, 0.80:1, то модуль выполняет функцию Upward Expander (динамическое расширение сигналов с уровнем выше порога). Если Ratio больше единицы, например, 2.00:1, то модуль выполняет функцию Downward Compressor (динамическое сжатие сигналов с уровнем выше порога).
Примечание
Отрицательные значения Ratio переводят модуль в особый режим Cancellation Mode, который применяется в случаях ослабления сигналов с большим уровнем.

При понижении порога до уровня примерно -47 дБ АХ компрессора принимает другой вид .
Такая амплитудная характеристика (Mid-level compression) обеспечивает сжатие только для сигналов среднего уровня, не затрагивая пиковых уровней. В этом режиме можно увеличить плотность звучания.
Параметр PDR (Program Dependent Release) обеспечивает адаптивное время восстановления (Release). Если сигнал имеет быстрый спад, то установка времени PDR превышающим длительность переходного процесса обеспечит автоматическое сокращение времени восстановления компрессора. Таким образом, медленные переходные процессы будут обрабатываться компрессором с предустановленным временем восстановления (параметр Release). А для быстрых — время восстановления будет сокращено.
Второй модуль Гейт/Экспандер мы рассмотрим только в режимах Upward Compressor (сжатие сигналов с уровнем ниже порога) и Downward Expander (динамическое расширение сигналов с уровнем ниже порога). Для осуществления низкоуровневой компрессии необходимо перевести модуль в режим Экспандер — нажать кнопку Gate/Expander. Затем установить порог GateOpen и настроить параметр Floor в диапазоне положительных значений .
Низкоуровневая компрессия добавляет "дыхание", при ней лучше прослушиваются "хвосты" реверберации и мелкие детали звуковой картины.
Отрицательные значения параметра Floor переводят модуль Гейт/Экспандер в режим Downward Expander (низкоуровневое расширение).
Наличие модуля Фильтр-эквалайзер обеспечивает компрессору Waves C1 три дополнительных режима динамической обработки EQ Mode.

  • Wideband — режим широкополосной обработки. В нем сигнал последовательно обрабатывается модулями Компрессор/Экспандер и Гейт/ Экспандер.
  • Sidechain — управление динамикой осуществляется отфильтрованным сигналом.
    Обрабатываемый сигнал не подвергается частотной обработке.

Примечание
Отфильтрованный (АЧХ фильтра красного цвета) сигнал управления Sidechain можно проконтролировать, если нажать кнопку Sidechain в секции Monitor.

  • Split — управляющий и основной сигналы обрабатываются фильтром.
    Красная полоса фильтра является активной и именно в ней сигнал динамически обрабатывается. В синей (пассивной) полосе обработка не производится. Обработанный и необработанный (сухой) сигналы суммируются.

Примечание
Сигнал пассивной полосы можно проконтролировать, если нажать кнопку Passive в секции Monitor.
Комбинирование режимов EQ Mode модулей Компрессор/Экспандер и Гейт/Экспандер приводит к более сложным схемам виртуальной обработки, которые приведены в документации к Waves C1.

Переключатель Туре позволяет выбрать тип фильтра. Все управление фильтром сводится к перетаскиванию маркера на частотном дисплее.
Рассмотрим два простых демонстрационных примера.
Для того чтобы сделать трек или группу громче (плотнее), нужно перевести компрессор в режим Peak Ref mode. Затем регулятором Makeup установить уровень примерно -6 дБ. Задать коэффициент сжатия регулятором Ratio 2.00:1. После этого регулятором Threshold начать постепенно снижать порог.
Совет
Удобно изменять параметры plug-ins Waves с помощью клавиатуры. Для этого достаточно выделить элемент управления, ввести значение и нажать клавишу <Enter>. Вернуться к предыдущему значению параметра можно с помощью клавиши <Esc>. Плавную подстройку параметра удобно производить клавишами для горизонтальных и вертикальных регуляторов соответственно.

Индикатор Gain reduction Meter желтым столбиком отобразит величину компенсации, которая применяется для сохранения пикового уровня .
Большое значение имеет правильный выбор параметров Attack и Release. Например, при компрессии ударных инструментов слишком быстрое срабатывание компрессора может уничтожить их атаку. В результате этого звучание ударной установки станет неестественным.
Совместное применение низкоуровневого сжатия (Upward Compressor) и высокоуровневого расширения (Upward Expander) может использоваться для избирательного подчеркивания деталей звуковой картины. Если при этом задействовать фильтр в режиме Split, то Waves C1 будет функционировать как динамический эквалайзер .
Модуль Waves Renaissance Compressor (RCL) представляет собой некий гибрид из Waves C1 и Waves LI Ultramaximizer. Компрессор Waves RCL можно использовать как для динамической обработки треков (групп), так и для мастеринга. Внутренняя разрядность обработки — 64 бита с плавающей точкой. Поэтому алгоритм этого модуля соответствует профессиональным требованиям.
Управление компрессором Waves RCL реализовано еще проще, чем Waves С1.
Традиционные регуляторы Thresh (порог), Attack (атака), Release (восстановление), Ratio (коэффициент сжатия/расширения) и Gain (уровень) ничем функционально не отличаются от аналогичных регуляторов модуля Waves C1. Но, тем не менее, между ними есть различия.
Одно из них — наличие на выходе лимитера с "потолком" в 0 дБ (то есть ни одна выборка не может выйти за границу в 0 дБ). Лимитер работает во всех режимах компрессора и, что особенно важно, в режиме Upward Expander. Три верхние кнопки — ARC/Manual, Opto/Electro и Warm/Smooth — предназначены для переключения режимов компрессора.

  • ARC (Auto Release Control) — режим автоматического восстановления. При этом время восстановления компрессора вычисляется специальным алгоритмом в масштабе заданного пользователем параметра Release. Этот режим рекомендуется использовать в большинстве случаев для достижения минимальных искажений сигнала.
  • Manual — режим ручного регулирования параметра Release.
  • Electro — модель поведения компрессора, при которой время восстановления уменьшается для случаев уровня подавления (gain reduction) меньшего, чем 3 дБ. Если уровень подавления превышает 3 дБ, то время восстановления увеличивается. Поэтому модель Electro обеспечивает наибольший RMS-уровень в случае умеренного сжатия.
  • Opto — модель поведения, инверсная к Electro и эмулирующая компрессоры с оптронной обратной связью. В этой модели если уровень подавления (gain reduction) превышает 3 дБ, то время восстановления уменьшается.
  • Warm — режим добавления низкочастотных гармоник к исходному сигналу.
  • Smooth — режим сохранения оригинального звучания.

Положение регулятора Ratio определяет тип динамической обработки. В позициях ниже значения 1.00 Waves RCL работает как традиционный Downward Compressor. Столбик индикатора Gain Meter в этом случае имеет оранжевый цвет и отображает уровень подавления (gain reduction). Превышение регулятором Ratio позиции 1.00 изменяет тип динамической обработки на высокоуровневое расширение (Upward Expander). Столбик индикатора Gain Meter окрашивается в синий цвет.
Высокоуровневое расширение — это такой же творческий инструмент обработки звука, как и сжатие. Например, в фирменном пресете Decompression bends используется высокоуровневое расширение для придания звуку "ударного" (punch) характера, подчеркивания динамических оттенков.
В заключение раздела отметим еще один момент. Компрессоры необходимо подключать в слоты FX Pre Fader для того, чтобы изменение уровня регуляторами громкости не влияло на их работу.