Channel Inserts

Маршрут аудиопотока в канале
Перед знакомством с секцией Channel Inserts рассмотрим маршрут аудиопотока в канале .
Сигнал последовательно (сверху вниз) проходит четыре слота Insert-эффектов (подключаемых в разрыв) секции Channel Inserts. Эффект самого верхнего слота обрабатывает звук первым в цепочке plug-ins.
Затем сигнал обрабатывается модулем EQ (эквалайзер) и поступает на регуляторы громкости и панорамы. В зависимости от состояния кнопки Рге (Рге Fader) в слот секции Channel Sends сигнал поступает: до регулятора громкости (панорамы) и кнопки Mute — если нажата кнопка Рге, либо после них — при выключенной кнопке Рге.
Секции Channel Inserts, Channel Sends и EQ имеют режим обхода Bypass.
Подключение plug-ins

Теперь вернемся к секции Channel Inserts. Как следует из названия, она предназначена для подключения plug-ins в разрыв (Insert). На показана эта секция и список эффектов, который вызывается щелчком в поле слота с надписью No Effect. Подключение эффекта выполняется простым выбором его названия в списке.
Отключение эффекта производится выбором пункта No Effect списка plug-ins. После подключения эффект находится в неактивном состоянии, в режиме обхода (Bypass).
Для активизации эффекта нужно нажать кнопку (On). Доступ к окну настроек эффекта осуществляется с помощью кнопки (Edit).
Если требуется подключить эффект одновременно для всех каналов, следует предварительно нажать и удерживать клавишу <Ctrl>. Отметим, что это очень удобная функция, позволяющая быстро "размножить" подключаемый модуль plug-in на все каналы.
Plug-in, подключенный в слот, можно одновременно на всех каналах активизировать или деактивировать, если нажать на кнопку (On) с клавишей <Ctrl>.
Режим обхода всех Insert-модулей включается кнопкой (Bypass).
Здесь важно отметить следующее. В режиме Bypass все Insert-модули переходят в неактивное состояние, и поэтому снижается нагрузка на CPU. Если активен хотя бы один Insert-модуль, то высвечиваются две кнопки: (On) и (Ins). Кнопка Ins доступна в секции Track List в окне Nuendo Project и в секции Channel strip виртуального микшера.
В процессе работы над проектом часто требуется быстро получить информацию о том, какие треки обрабатываются Insert-эффектами, а также сравнивать "сухое" и обработанное звучание и оперативно контролировать загрузку CPU. В Nuendo эти операции выполняются просто — с помощью кнопки-индикатора Ins. Поэтому для управления режимом Bypass нет необходимости постоянно вызывать окно VST Channel Settings — достаточно щелкнуть по кнопке Ins правой кнопкой мыши (или левой кнопкой с нажатой клавишей <Ctrl>). Такой способ управления относится и к остальным кнопкам-индикаторам FX и EQ.
Channel Sends
Маршрутизация

Секция Channel Sends предназначена для формирования Send-маршрутов. Она состоит из восьми слотов Send с регуляторами уровня посыла (FX Send Level) и позволяет организовать восемь маршрутов из одного канала.
Это обстоятельство, в частности, позволяет утверждать, что программа Nuendo — действительно виртуальная звуковая лаборатория. Она предоставляет пользователю небывалую свободу в конструировании виртуального микшера и создании многообразных схем маршрутизации. Потенциал программы Nuendo разрушает стереотипный взгляд на то, что возможности PC для обработки звука ограничены.
Необходимость маршрутизации объясняется тем, что использовать только Insert-эффекты крайне невыгодно по следующим причинам:

  • во-первых, из-за неэффективного расходования вычислительных ресурсов. Ведь Insert-эффекты являются индивидуальными для каждого канала, поэтому их потребуется "размножать". Например, в случае использования общего ревербератора как Insert-эффекта;
  • во-вторых, микширование прямого и обработанного сигналов (dry/wet) осуществляется с помощью самого Insert-эффекта. А в системе микширования, организованной по принципу посыл/возврат (Send/Return), уровень обработанного сигнала каждого канала контролируется регулятором уровня посыла (Send).

Маршрут организовать очень просто. Нужно выбрать "пункт назначения" в списке Sends и нажать кнопку On. В зависимости от состояния кнопки Рге (Pre Fader) сигнал будет ответвляться по-разному: если эта кнопка нажата, то он ответвляется до регуляторов громкости и панорамы; в том случае, если Рге отключена — то сигнал ответвляется после них.
Содержание списка Sends зависит от конфигурации виртуального микшера и оборудования. А именно, от количества групповых каналов и шин Output Bus, а также от конфигурации мастер-шины, созданной в окне VST Master Setup (количества каналов).
В примере виртуальный микшер имеет шестиканальную конфигурацию мастер-шины (пресет 5.1 Surround) и десять групповых каналов (групп).
ASIO-драйвер звуковой карты поддерживает семь шин (Output Bus), которые находятся в активном состоянии, секция списка отмечена цифрой 2).
Поэтому в данном примере список Sends делится на четыре секции (они пронумерованы на).
В секции 1 всегда одинаковое количество пунктов — восемь. Это число слотов панели VST Send Effects (о ней мы будем говорить ниже).
Секция 2 может отсутствовать, если шины (Output Bus) в проекте неактивны или их не обеспечивает архитектура звуковой карты.
Примечание
Маршрут (посыл) на активную шину Output Bus нужен в тех случаях, когда к одному из выходов подключаются, например, внешние устройства обработки или требуется сделать мониторный микс для исполнителя. В этом случае кнопка Рге (Рге Fader) должна быть нажата.
Секция 3 тоже может отсутствовать, если в проекте не используются групповые каналы (Group Channel).
Секция 4 списка Sends позволяет сформировать маршрут непосредственно на мастер-шину (Master Bus), и ее содержание зависит от конфигурации VST Master.
Нужно обратить внимание на то, что в примере на в списке отсутствуют групповой канал Group 01, и шина BUS 1. Это объясняется тем, что мы намеренно использовали в качестве примера групповой канал Group 01, а канал не может быть назначен сам на себя.
На изображен список выходов (Channel Output) ячейки Channel strip того же группового канала Group 01. Шина BUS 1 занята, и поэтому она отсутствут в списке Sends. Нельзя из одного канала одновременно сформировать два маршрута (один прямой — Out, другой посыл — Send) на одну и ту же шину. Если переназначить выход Channel Out на другую шину, например BUS 2, то в списке Sends исчезнет шина BUS 2 и появится, соответственно, шина BUS 1.
Напомним, что в Nuendo выходы групповых каналов можно назначать друг на друга. Но для них действует такое же ограничивающее правило: нельзя из одного канала одновременно сформировать два маршрута (один прямой — Out, другой посыл — Send) на один и тот же групповой канал.
Возьмем на заметку (позже вернемся к этому): в Nuendo есть возможность использовать в качестве Send-эффектов виртуальную "стойку" Insert-эффектов группового канала.
В программе Nuendo возможны многочисленные варианты схем маршрутизации аудиопотоков, ведь максимальное количество групп — 64 (!).
Совет
Для удобства групповые каналы лучше сразу переименовать в соответствии с их назначением в структуре виртуального микшера. Например, если используется Insert-эффект ревербератор группы в качестве Send-эффекта, то соответствующий групповой канал можно назвать Reverb. Для этого нужно щелкнуть в текстовом поле с названием канала (Group nn, где nn — номер группы) над списком Channel Output routing и ввести новое имя с клавиатуры.