Библиотеки сэмплов

В SAWStudio для звукового монтажа предусмотрена отдельная сервисная возможность — библиотеки сэмплов Library. Максимальное количество библиотек в сессии — шесть, и они сохраняются в сессионном файле. Доступ к библиотекам осуществляется через меню View | Library.
Шесть окон Library лучше всего закрепить за отдельным рабочим экраном.
Рассмотрим интерфейс окна Library более детально . Кнопка File вызывает меню, состоящее из четырех пунктов.

  • Open Library EDL — импорт в окно Library списка регионов из другой сессии.
  • Open Directory Of.wav Files — импорт в окно Library всех звуковых файлов wav из конкретного каталога.
  • Add Selected To Multitrack (клавиша <Insert>) — создание объекта на "горячей" дорожке со стартовой границей в текущей позиции курсора из выделенного в списке Library файла.

Примечание
Если в списке Library выделено несколько регионов, то объекты создаются последовательно друг под другом, начиная с "горячего" трека.

  • Clear Library Window — очистка списка регионов в окне Library.

Кнопка Link копирует выделенные регионы в списке Library в окно Regions.
Кнопка Import копирует выделенные в списке Library регионы в отдельный звуковой файл с одновременным занесением в список Regions. Эта функция особенно удобна при работе с CD ROM. Все импортированные регионы располагаются последовательно в одном звуковом файле , если в диалоговом окне Import Destination File не указывать разные имена звуковых файлов.
Примечание
На видно, что между импортированными регионами находятся зоны тишины. Эти зоны имеют длительность 0,5 с и предназначены для технологии гладких границ — SoftEdge.

Кнопка Group обеспечивает доступ к группам регионов, если они были созданы в импортированном EDL-файле.
Прослушивание регионов в окне Library осуществляется щелчком правой кнопки мыши. Наиболее быстрый и удобный способ — это использование "горячих" клавиш:

  • <Enter> — прослушивание выделенного региона;
  • <>, <> — перемещение по списку Library;
  • <Пробел> — остановка воспроизведения;
  • <Page Up>, <Page Down> — быстрое пролистывание списка Library.

Для создания нового региона в окне SoundFile необходимо дважды щелкнуть на импортированном регионе в списке Library. Тогда импортированный регион откроется в окне SoundFile без режима воспроизведения.
При монтаже композиции следует перевести формат дорожки TimeLine в такты:доли:тики. Для этого нужно установить режим Tempo Mode и выбрать оптимальное разрешение Tick Resolution .
MS-мастеринг в SAWStudio
Мастеринг — это переплетение техники и искусства. На первый взгляд кажется, что выполнять его в домашней студии нет никакого смысла: ведь для него требуется специализация, квалификация и оборудование.
Но, тем не менее, если взглянуть на проблему демо-записи с другой стороны, то можно прийти к выводу, что демо-мастеринг все-таки необходим.
Основная функция демо-записи — донести музыкальные идеи автора до слушателя, вовлечь его в прослушивание. (Нужно еще учесть и тот факт, что бывают случаи, когда демо-записи издаются небольшими тиражами на AUDIO CD.)
Поэтому максимально качественное (насколько это возможно в условиях домашней студии) звучание демо-записи оказывается задачей № 1.
Примечание
Еще раз отметим, что статьи профессионалов, касающиеся проблем цифрового звука, можно найти на сайте http://www.digido.com.

MS-мастеринг — это мощный инструмент, с помощью которого можно "вытянуть" совершенно, казалось бы, "безнадежный" микс.
Для конструирования виртуальной студии MS-мастеринга нужна виртуальная консоль SAWStudio и профессиональные DirectX-plug-ins фирмы Waves.
Вариант маршрутизации виртуальной консоли для MS-мастеринга изображен.
В Input-канале стереофонический сигнал LR кодируется в MS с помощью Waves SI-MS Matrix и затем обрабатывается эквалайзером Waves Q10 — Paragraphic EQ в режиме раздельного регулирования каналов. (При этом кнопка Link в секции Control должна быть отжата, базовый пресет: 10-band master EQ.)
Отдельная эквализация суммарного (М) и разностного (S) каналов позволяет управлять стереопространством на любой частоте.
Совет
Если частоты фильтров эквалайзера приблизить к частотам нот музыкального темперированного строя, то шанс сделать фонограмму более музыкальной значительно повышается.

Далее сигнал распараллеливается на две группы, в каждой из которых регуляторы панорамы разведены в противоположные стороны. В этих группах производится раздельная многополосная динамическая обработка с помощью параметрического процессора Waves C4.
Раздельная многополосная динамическая обработка каналов М и S также превосходит по своим возможностям обычную LR-обработку. Например,
низкоуровневое сжатие S-канала может восстановить объемность, простран-ственность.
После динамической обработки сигнал объединяется в мастер-канале, где происходит обратное преобразование в LR с ‘помощью модуля Waves S1 Stereolmager (режим входа М — input — S).
Модуль Waves SI Stereolmager выполняет двойную функцию MS-LR-декодера и корректора стереоимиджа. Финальную обработку выполняет традиционный Ll-Ultramaximizer+, сочетающий в себе реквантайзер в 16 бит, пик-лимитер и дизеринг-процессор.
Для контроля в конце цепочки должны быть подключены измерительные модули plug-ins.
Преобразование в финальный файл осуществляется командой Build Mix To New Soundfile(s) меню Process/MixDown. Собственный дизеринг-процессор программы SAWStudio при этом должен быть отключен (в окне BuildMix To File Setup в поле Dither должно быть значение off).
Завершая главу, хочется отметить, что процесс виртуализации студийного оборудования набирает силу. Виртуальная консоль постепенно перемещается в плоскость повседневной реальности.
Примечание
На сайте http://www.corteksoft.com/ можно познакомиться с Virtual Audio Console System, еще одной реализацией виртуальной технологии.

И вполне возможно, что скоро привычные и осязаемые фейдеры микшерного пульта окончательно "пропишутся" на экранах мониторов. А это уже совсем другая реальность, готовиться к которой нужно уже сегодня, изучая виртуальные возможности замечательной, реальной программы SAWStudio.