Автоматизация MIDI-треков

У MIDI-треков автоматизации подлежат следующие параметры:

  •  Volume — громкость MIDI-трека;
  •  Pan — панорама MIDI-трека;
  •  Mute — мьютирование MIDI-трека;
  •  Send 1 Enable — Send 4 Enable — включение/выключение посылов на MIDI-эффекты параллельного действия;
  •  Track Parameters on/off switch — включение/выключение всех алгоритмов обработки MIDI-сообщений, управляемых из секции Track Parameters инспектора MIDI-трека;
  •  Insert 1 Enable — Insert 4 Enable — включение/выключение MIDI-эффектов последовательного действия;
  •  Transpose — транспонирование высоты звука; 
  •  Vel. Shift — смещение параметра Velocity; 
  •  Random 1-2 Min/Max/Target — параметры рандомизации;
  •  Range 1-2 Min/Max/Target — параметры алгоритма Range; 
  •  Параметры MIDI-эффектов последовательного действия; 
  •  Параметры MIDI-эффектов параллельного действия. 

Параметры MIDI-эффектов будут доступны для автоматизации в том случае, если соответствующие эффекты подключены к MIDI-треку. На первый взгляд перечень параметров, подлежащих автоматизации, может показаться скромным. Как, например, автоматизировать MIDI-контроллеры, отличные от Volume и Pan? В вашем распоряжении имеется множество MIDI-эффектов, включая эффект Control. С его помощью можно управлять любыми MIDI-контроллерами. А значения параметров данного эффекта (т. е. MIDI-контроллеры) подлежат автоматизации. Пример: требуется построить огибающую для управления MIDI-контроллером Brightness (№74 — управление частотой среза фильтра). Наши действия:
1. В секции Inserts инспектора MIDI-трека подключаем эффект Control.
2. В качестве одного из параметров данного эффекта, например, вместо BankSel MSB, выбираем Brightness.
В результате, MIDI-контроллер Brightness (№74) становится доступным для автоматизации .
Хотим обратить ваше внимание на одну деталь. Допустим, вы автоматизируете параметр Pan. В каком виде будут сохраняться данные автоматизации на MIDI-треке? Можно было бы предположить, что автоматизация данного параметра будет записана посредством MIDI-сообщений Controller №10 (Pan).
В действительности любая автоматизация в Cubase SX сохраняется в виде специализированных сообщений. Эти сообщения отражают расположение узлов на графиках, описывающих изменения автоматизируемых параметров во времени. Конечно же, при воспроизведении данных автоматизации, в конечном счете, MIDI-устройству (синтезатору, сэмплеру и т. д.) будут передаваться именно MIDI-сообщения. Но формироваться они будут "на лету": программа знает, как расположены узлы графиков, интерполирует их, в нужные моменты времени посылает на выходные порты MIDI-треков соответствующие MIDI-сообщения об изменении положений MIDI-контрол-леров. В то же время внутри MIDI-частей могут храниться серии сообщений типа Controller, которые, в принципе, могут вступать в конфликт с данными автоматизации. Пример: данные автоматизации описывают перемещение инструмента на панораме из центра вправо, и в то же время на треке хранится последовательность MIDI-сообщений, описывающая перемещение инструмента на панораме из центра влево. Что мы реально при этом услышим? Поскольку MIDI-сообщения, формируемые на основании данных автоматизации, и MIDI-сообщения, воспроизводимые с трека, будут посылаться в разные моменты (хотя бы потому, что интерфейс MIDI является последовательным), возникнет "дрожание" контроллера (в нашем случае панорамы). Панорама будет "метаться" слева направо и наоборот десятки раз в секунду.
Автоматизация аудиотреков и групповых треков
У аудиотреков и групповых треков автоматизации подлежат следующие параметры:

  •  Volume — громкость трека;
  •  Pan Left-Right — панорамирование по оси влево-вправо;
  •  Pan Front-Rear — панорамирование по оси вперед-назад (для системы объемного звучания);
  •  Mute — мьютирование трека;
  •  EQ Master Bypass — временное отключение трекового эквалайзера;
  •  FX Send Bypass — временное отключение посылов на эффекты параллельного действия;
  •  параметры каждого из четырех фильтров эквалайзера;
  •  включение/выключение каждого из восьми посылов;
  •  уровень каждого из восьми посылов;
  •  переключение pre/post для каждого из восьми посылов;
  •  параметры панорамирования системы объемного звучания;
  •  переключение пресетов для эффектов последовательного действия;
  •  параметры эффектов последовательного действия.