Атрибуты аудиотрека

Создадим аудиотрек . Для этого можно воспользоваться командой главного меню Project > Add Track > Audio. Альтернативный способ — воспользоваться командой Add Audio Track из контекстного меню списка треков.
Атрибуты аудиотрека, доступные из списка треков
В списке треков появилось поле созданного трека. О том, что данный трек является именно аудиотреком, свидетельствует символ имеющийся в его поле.
Только два атрибута в поле аудиотрека являются присущими именно аудио-, а не MIDI-треку:
— временное отключение эквалайзера;
— переключатель моно/стерео.
Кнопкой включается внутренний мониторинг — трансляция потока звуковых данных сквозь Cubase SX. Аналогичная кнопка имеется и среди атрибутов MIDI-трека. Мониторинг звука является достаточно серьезной проблемой.
Все остальные атрибуты аналогичны тем, что имеются у MIDI-треков. Естественно, следует учитывать, что если речь идет о подключении к аудиотрекам эффектов реального времени, то подразумевается подключение VST-или DX-плагинов, а не MIDI-плагинов.
В правой части поля атрибута аудиотрека имеется индикатор уровня сигнала. В отличие от аналогичного индикатора MIDI-трека он показывает реальный уровень сигнала. С помощью контекстного меню окна Mixer вы можете изменить режим работы всех индикаторов уровня аудиосигналов, присутствующих в проекте.
Атрибуты и параметры аудиотрека, доступные в поле инспектора; применение аудиоэффектов реального времени
Поле инспектора аудиотрека состоит из пяти секций:

  •  основная секция содержит основные параметры трека;
  •  секция Inserts служит для подключения аудиоэффектов последовательного действия;
  •  секция Equalizers содержит элементы управления параметрическими эквалайзерами;
  •  секция Sends служит для подключения аудиоэффектов параллельного действия;
  •  секция Channel содержит одну единственную линейку микшера Cubase SX, которая соответствует данному треку.

Параметрические эквалайзеры, в принципе, тоже являются аудиоэффектами реального времени. Однако следует учитывать то, что данные эффекты являются неотъемлемой частью аудиотрека. Они как бы встроены в него. Когда же мы говорим о подключении аудиоэффектов параллельного или последовательного действия, то подразумеваем под этим подключение к аудиотреку VST- или DX-плагинов.
Основная секция инспектора аудиотрека; немного о пространственном панорамировании
Как видно, внешне основная секция инспектора аудиотрека мало отличается от аналогичной секции инспектора MIDI-трека. Однако принципиальные отличия все же имеются.
Кнопка — переключает режимы моно/стерео.
Командой главного меню Project > Auto Fades Settings вызывается диалоговое окно Auto Fades, с помощью которого задаются параметры автоматического фейда и кроссфейда. Эти параметры распространяются на все аудио-треки проекта. Однако имеется возможность определять эти параметры индивидуально для каждого из аудиотреков. С помощью кнопки вызывается диалоговое окно Auto Fades — Track:<название трека>. Оно аналогично окну Auto Fades, однако параметры, доступные в нем, распространяются только на текущий трек.
Кнопка открывает диалоговое окно VST Channel Settings, показанное. Хотя в заголовке данного окна отображается только название трека, официальное название окна именно VST Channel Settings.
С окном VST Channel Settings мы уже встречались, когда рассматривали атрибуты MIDI-трека. Теперь мы столкнулись с вариантом этого же окна, предназначенным для управления аудиотреком. Можете провести эксперимент: оставить данное окно открытым и выбрать в качестве текущего MIDI-трек. Содержание окна VST Channel Settings изменится соответствующим
образом. Обратите внимание: когда вы щелкнете мышью на окне проекта, чтобы выбрать трек, то окно проекта получит фокус и может закрыть собою окно VST Channel Settings. Поднять VST Channel Settings на "поверхность экрана" (над остальными окнами) можно, выбрав название текущего трека из меню Window.
Однако вернемся к рассмотрению окна VST Channel Settings, вызванного для аудиотрека. В нем собраны практически все параметры аудиотрека. Большинство элементов данного окна дублируется в других секциях инспектора и окна Mixer, которое мы рассмотрим. Если приглядеться, то окно VST Channel Settings можно разделить на четыре области (слева направо):

  •  секция фейдера громкости, панорамы и других параметров;
  •  секция эффектов параллельного действия;
  •  секция эквалайзера;
  •  секция эффектов последовательного действия.

Особое внимание стоит обратить на секцию эквалайзера, а именно на верхнюю ее часть, в которой отображается амплитудно-частотная характеристика (АЧХ). Здесь АЧХ эквалайзера аудиотрека можно редактировать в графической форме: с помощью курсора мыши вы размещаете узлы АЧХ, расположение которых определяет настройку параметрических фильтров.
С помощью кнопки осуществляется сохранение настроек эквалайзера в пресете, а с помощью кнопки текущий пресет удаляется. Выбрать нужный пресет можно в списке, расположенном левее этих кнопок. По умолчанию пресетам присваиваются названия Preset 1, Preset 2 и т. д. Вы можете переименовать нужный пресет, как вам угодно. Для этого сначала сделайте двойной щелчок на списке пресетов. А затем в возникшем диалоговом окне Type In Preset Name введите название пресета и нажмите ОК.
После каких-либо манипуляций с окном VST Channel Settings могут оказаться полезными кнопки , которые приводят соответствующие секции в исходное состояние.
Вернемся к рассмотрению основной секции инспектора аудиотрека.
Напомним, что мы рассматриваем те элементы управления, которые отсутствуют в инспекторе MIDI-трека или отличаются от его аналогичных элементов.
В нижней части основной секции имеются два поля: in и out. Здесь можно выбрать входной и выходной порты аудиотрека. Напомним, что с помощью окон VST Inputs и VST Outputs, вызываемых командами главного меню Devices > VST Inputs и Devices > VST Outputs соответственно, вы можете посмотреть, какие каналы или шины ввода/вывода цифрового звука вам в принципе доступны (это зависит от аппаратных возможностей звуковой карты и ее драйверов). В этих же окнах вы можете включать, выключать, а также переименовывать каналы и шины в случае необходимости.
Итак, в качестве выходного порта аудиотрека можно выбрать канал (например. Left — левый стереоканал), шину (например, BUS 1 — стереопару, включающую в себя каналы Left и Right) или SurroundPan — пространственное панорамирование.
Сделаем небольшое отступление. Для размещения источников звука на стереопанораме фактически используется всего одна координата — удаление источника от центра панорамы (координата лево- право). В зависимости от значения этой координаты будет изменяться громкость сигнала в стереоканалах. Например, при панорамировании источника звука влево громкость сигнала этого источника в левом канале останется без изменений или возрастет в зависимости от выбранного метода панорамирования (параметр Stereo Pan Law окна Project Setup, а его же громкость в правом канале будет уменьшаться до полного исчезновения сигнала. Если расположить источник звука в центре стереопанорамы, причем сам источник является монофоническим (не имеет кажущейся протяженности по стереопанораме), то его сигнал в левом и правом стереоканалах будет одинаковым. Если же в центре стереопанорамы разместить стереофонический источник звука, то громкость его собственных стереоканалов изменяться не будет. Так устроено стереофоническое панорамирование. Программа изменяет в стереоканалах громкость сигнала, воспроизводимого с трека, в соответствии с описанным выше принципом.
В случае пространственного панорамирования для расположения звуковых источников вокруг слушателя используется уже две координаты: лево- право и впереди- позади. В принципе, не важно, сколько каналов в вашей акустической системе: их может быть по-прежнему всего два, но если в качестве выходного порта аудиотрека выбран SurroundPan, то для позиционирования звуковых источников в пространстве будет использоваться уже две координаты. Напомним, что с помощью команды Devices > VST Master Setup открывается окно диалога VST Master Setup. В этом окне вы указываете Cubase SX, какая именно акустическая система у вас используется. В зависимости от этого будут применяться конкретные алгоритмы пространственного панорамирования.
В принципе, пространственное панорамирование по своей сути ничем не отличается от панорамирования в стерео. Как и в случае стерео, в зависимости от заданных вами координат источника звука программа будет изменять громкость его сигнала в разных каналах таким образом, чтобы получить его соответствующую пространственную локализацию. Вся разница в количестве каналов. Допустим, у вас квадрофоническая система (четыре канала — левый/правый фронтальные и левый/правый тыловые) и вы размещаете в пространстве монофонический источник. Если его поместить перед собой, то будут звучать левый и правый фронтальные каналы. При перемещении источника слева от себя будут звучать левые фронтальный и тыловой каналы. При размещении источника где-то далеко сзади и слева будет звучать только левый тыловой канат. Еще пример: система 5.1. Фронтальные каналы: левый, центральный, правый; тыловые каналы: левый, правый. При размещении источника перед собой будет звучать центральный канал. При размещении источника справа от себя будут звучать правые фронтальный и тыловой каналы и т. д. Правда, в системе 5.1. имеется еще один канал (в названии системы он обозначается единичкой) — канал сабвуфера. Человек не в состоянии определять направление на источник низкочастотного звука, поэтому где физически будет размещаться сабвуфер — справа, слева, спереди или сзади — не имеет значения. В дальнейшем вы увидите, что в Cubase SX в полной мере поддерживаются возможности многоканальных аудиосистем вплоть до 5.1. И, естественно, у вас будет возможность управлять уровнем сигнала в канале сабвуфера.
А сейчас, совсем не надолго, вернемся к основной секции инспектора аудиотрека. Допустим, в качестве выходного порта аудиотрека выбран SurroundPan. При этом вид регулятора панорамы в основной секции инспектора останется неизменным и не появится никакого нового регулятора, позволяющего перемещать источник вдоль второй координатной линии (вперед-назад). Поддержка пространственного панорамирования в полной мере реализована в секции Channel инспектора аудиотрека и в микшере (окно Mixer). Кроме того, пространственное панорамирование поддерживается автоматизацией. Это, например, означает, что вы можете заставить как угодно перемещаться вокруг слушателя звук, воспроизводимый с аудиотрека.