Администрирование баз данных

Коллективное использование базы данных требует административного контроля. Необходимо поручить эти обязанности одному или нескольким сотрудникам, которые будут исполнять роль администраторов базы данных. Некоторые ошибочно полагают, что использование базы данных небольшим коллективом пользователей не требует специального обслуживания, и считают нецелесообразным выделение специальных средств на административную поддержку приложения, аргументируя это отсутствием свободных штатных сотрудников и нехваткой служебного времени. Однако если этот вопрос будет проигнорирован, рано или поздно такое положение дел приведет к нежелательным последствиям. Однажды база данных может быть испорчена и не окажется резервных копий. Невозможно будет решить некоторые часто возникающие задачи администрирования, требующие определенной квалификации, которой пользователи обычно не имеют. При этом может возникнуть такая ситуация, что не будет возможности немедленно связаться с разработчиками или база данных просто была приобретена без заключения договора о сопровождении.
Среди задач администрирования можно, например, выделить такие задачи, как:

  • создание резервных копий файлов (для баз данных и проектов Access 2010);
  • периодическое сжатие файлов (для баз данных);
  • защита файлов средствами шифрования (для баз данных);
  • изменение пароля для открытия файла (для баз данных);
  • управление учетными записями и правами доступа для приложений, защищённых на уровне пользователей (для баз данных и проектов [ Установка и управление параметрами системы защиты на уровне пользователей для баз данных выполняются средствами Access, а для проектов — средствами SQL Server. ]);
  • установка приложения, разделенного на файл объектов данных и файл объектов приложения, на новую рабочую станцию и обновление ссылок на связанные таблицы (для баз данных);
  • установка клиентского приложения на новую рабочую станцию и корректное подключение ее к базе данных, установленной на сервере (для проектов).

При использовании базы данных коллективом в десятки человек подобные задачи возникают достаточно часто и их спектр достаточно широк, в этом случае рекомендуется разделить административные обязанности между несколькими специалистами. Для поддержки комплексных сетевых бизнес-приложений вводят специальные должности.
В этой главе описано использование средств, предоставляемых Access 2002, для решения следующих задач:

  • архивирование, сжатие и восстановление баз данных;
  • защита информации с помощью средств шифрования;
  • администрирование защищенной базы данных или проекта Access 2010.

 

 

Архивирование, сжатие и восстановление баз данных
Чтобы застраховаться от потери данных, создайте резервную копию базы данных или проекта Access 2010. Чтобы увеличить производительность базы данных и уменьшить ее размер, используйте операцию сжатия базы данных или проекта Access 2010. Начиная с версии Access 2000, сжатие и восстановление базы данных объединены в один процесс.
Создание резервной копии базы данных или проекта Access 2010
Есть несколько путей создания резервной копии базы данных или проекта. При наличии достаточного объема свободного места на диске можно создать резервную копию обычным копированием файла. Создать копию файла можно с помощью приложения Проводник (Explorer), входящего в состав операционной системы Windows, с помощью команды операционной системы сору, с помощью инструкции FileCopy в процедуре на VBA (только, если база данных или проект в это время не открыты в другом окне приложения Access). Чтобы сэкономить место на диске, можно создать сжатую копию файла с помощью программы архивирования, например с помощью стандартной утилиты архивирования файлов Backup, входящей в состав операционной системы Windows, или с помощью утилит сторонних производителей, таких как WinZip или WinRar. В случае повреждения файла исходной базы данных или проекта Access 2010 его можно будет заменить резервной копией.
Замечание
Если в базе данных установлена защита на уровне пользователей, необходимо создать также резервную копию соответствующего файла рабочей группы операцией копирования или архивирования соответствующего файла с расширением mdw.

Для проектов Access 2010 появилась также возможность создания резервной копии средствами Access. С помощью команды Сервис, Служебные программы, Архивировать SQL-базу данных (Tools, Database Utilities, Backup SQL Database) можно создать резервную копию проекта Access 2010, а затем, при необходимости, восстановить из этой копии сохраненный проект с помощью команды Сервис, Служебные программы, Восстановить SQL-базу данных (Tools, Database Utilities, Restore SQL Database). А также появилась команда для сохранения данных на SQL Server или MSDE2000 из проекта Access 2010 в виде файла mdf: Сервис, Служебные программы, Копировать файл базы данных (Tools, Database Utilities, Copy Database File). Еще одна новая команда Access позволяет удалить источник данных проекта Access 2010 с SQL Server или MSDE2000: Сервис, Служебные программы, Удалить базу данных SQL (Tools, Database Utilities, Drop SQL Database). Это очень удобно, т. к. раньше для этих целей приходилось использовать только утилиту Enterprise Manager для SQL Server или специальные инструкции на Transact-SQL. Все эти новые команды работают только, если на компьютере установлен MSDE2000 или SQL Server.